В Мемориальном музее А. В. Суворова открылась выставка

В Мемориальном музее А. В. Суворова открылась выставка 25.03.2014

В Мемориальном музее А. В. Суворова открылась выставка «Куда ты скачешь, гордый конь?..». Все скакуны – красавцы как на подбор, а на них гордо восседают гусары, кавалергарды, кирасиры, уланы...
– Такую выставку мы открываем впервые, хотя задумывали ее очень давно, – рассказал ее создатель старший научный сотрудник музея Борис Галенко. – Нынче у нас Год лошади, так что появился повод наконец-то ее устроить. Впервые мы собрали вместе работы выдающихся анималистов-лошадников, начиная с талантливого графика Александра Орловского пушкинской поры.
На войне именно конь долгое время был незаменим и служил верным другом солдату. В армиях древности всадники были главной ударной силой и набирались из знатных семей, традиция эта сохранялась очень долго. Еще в XIX веке конные полки считались привилегированными. И хотя с появлением регулярной пехоты и артиллерии кавалерия стала отходить на второй план, еще долго красота этого рода войск привлекала к себе внимание художников. А основоположником русской конной скульптуры считается хорошо известный петербуржцам Петр Клодт, автор композиций на Аничковом мосту.
Пожалуй, самым плодовитым живописцем в конной теме был Николай Самокиш. Ему довелось побывать военным корреспондентом на Русско-японской и Первой мировой, после революции он продолжил работать в стиле батальной живописи, но уже на другие, советские, темы. За любовь к рисованию лошадей его порой обвиняли – мол, «повторяется» в своих рисунках на «лошадиные» темы. Сам же Самокиш так отвечал на эти обвинения: «Даже кляча на скаку красива и живописна».
– А вот обратите внимание – курьез: коробка папирос «Казбек», внешний вид которой разработал в середине 1920-х годов художник Роберт Грабе, – показывает Борис Галенко. – Ничего вам не напоминает? Посмотрите – ведь явно использован дореволюционный рисунок Самокиша «Собственный Его Императорского Величества конвой». Сложно сказать, является ли это плагиатом, но заимствование налицо. Впрочем, пусть посетители сами решают: так это или нет...
Отдельный раздел выставки посвящен конным изображениям Суворова. Судьба некоторых из них удивительна. В Тульчине и Измаиле – одинаковые скульптуры, только постаменты разные. Причем тот монумент, что стоит ныне в Измаиле, работы скульптора Бориса Эдуардса, первоначально, в 1913 году, установили на Рымникском поле в Румынии, где Суворов одержал блестящую победу над турецким войском. В 1915 году, когда приблизился фронт Первой мировой, памятник разобрали и перевезли в Одессу. Но и там ему не нашлось места. Только после Великой Отечественной войны он «получил прописку» в Измаиле.
Рядом с изображениями памятников Суворову – присланный из Измаила шарж на великого полководца: мол, он слез с коня и отдыхает у постамента.
– Не обиделся музей на эту карикатуру? – спрашиваю Бориса Васильевича.
– Ни в коей мере. Шарж ведь добрый. Да и что ж теперь поделать, если изображение Суворова сегодня фактически стало брендом. Вот оно даже на телефонной карточке теперь... Гораздо больше нас смущает конный памятник Суворову в Швейцарии, созданный современным скульптором Дмитрием Тугариновым. Нам он подарил модель, которая заняла свое место в музее. А сам памятник установили в 1999 году в честь 200-летия перехода Суворова через Альпы. Какой-то странный там Суворов, непривычный нам. Не тот, которого мы знаем. Но что поделать – автор имеет право на свой взгляд...
 

Источник СПб ведомости


Возврат к списку

Наверх