25 марта на Невском, 20, состоится лекция

25 марта на Невском, 20, состоится  лекция 21.03.2015

25 марта, в 18.30 в концертно-выставочном зале Библиотечного, информационного и культурного центра по искусству и музыке библиотеки им. В. В. Маяковского состоится лекция «Отражение. Мода в живописи и литературе» из цикла «Костюм. В будни, праздники, на службе».
Костюм как часть моды – одна из важнейших характеристик эпохи. Он определяет характер, вкусы и привычки людей. Лектор Е. П. Трубкина, научный сотрудник Государственного Эрмитажа, искусствовед. Вход свободный.
Адрес: Невский пр., 20. БИКЦИМ Тел. 319-61-16, 363-36-58

А. П. Чехову принадлежит высказывание: «Для того чтобы подчеркнуть бедность просительницы, не нужно тратить много слов, не нужно говорить о ее жалком несчастном виде, а следует только вскользь сказать то, что она была в рыжей тальме».
Читатели – современники писателя – без усилий понимали, что кроется за «рыжей тальмой» и почему «рыжей» оказывалась именно тальма, а не ротонда или сак. Предметная среда литературного произведения была средой обитания для читателей. Поэтому было так легко представить себе не только пластический образ персонажа, но и понять, какие превратности судьбы скрыты за упоминанием о костюме или ткани, из которой он сшит. Описание внешнего облика героев литературного произведения находило в душе читателей определенный эмоциональный отклик: ведь каждый предмет имел для них не только конкретную форму, но и обладал скрытым значением, был знаком целого ряда понятий, которые сформировались в процессе бытования этого предмета. В расчете на понимание в определенном, авторском, смысле и строили свое повествование писатели.
В ином положении оказываемся мы, читая произведения русской художественной литературы XIX века. Все, что связано с костюмом минувшего столетия, давно ушло из нашей повседневной жизни. Исчезли из обихода даже слова, обозначавшие старинные костюмы и ткани.
Обращаясь к А.С. Пушкину или Н.В. Гоголю, Ф.М. Достоевскому или А.П. Чехову, мы, в сущности, не видим многое из того, что было важно для писателя и могло быть понято его современниками без малейшего усилия. Иными словами, для первых читателей литературное произведение представлялось как живописное полотно без малейших утрат и повреждений – теперь же мы, восхищаясь психологической мощью, цельностью характеров, вместе с тем не замечаем многих выразительных средств, при помощи которых писатели достигали этой выразительности.
В литературных произведениях оказались зафиксированы все причуды моды, все этапы развития текстильного искусства в XIX веке. Причем каждое название включало в себя определенный историко-культурный смысл, помогающий глубже понять особенности авторской стилистики и психологическую суть изображаемых им персонажей. За упоминанием о драдедамовом салопе может скрываться подлинная драма, которую не замечаем мы, но которая была близка и понятна читателям XIX века….
(Источник: Кирсанова Р.М. Розовая ксандрейка и драдедамовый платок. Издание 2-е. – М.: ООО «Родина», 2006. – 176 с.)
 

Источник Центр петербурговедения ЦГПБ им. В. В. Маяковского


Возврат к списку

Наверх