Церковь Иконы Божией Матери Милующей

Церковь Иконы Божией Матери Милующей 16.07.2015

Погружение в уникальную атмосферу культового здания, ставшего одним большим механизмом. Удивительное сочетание двух разных эстетических сред. Чувство, будто внутри него вы герой какого-нибудь черно-белого научно-фантастического фильма, наподобие «Метрополиса» 1926 года. Все это о старой церкви Иконы Божией Матери Милующей на Васильевском острове, долгое время пробывшей тренировочной базой моряков-подводников.


На Васильевском острове, в самом дальнем конце Большого проспекта расположены сугубо утилитарные здания: заводы, склады, морские казармы, наконец, электростанция, на трубы которой так любят забираться фотографы. Среди всего этого индустриального великолепия запросто можно не заметить церковь Иконы Божией Матери Милующей, построенную по проекту Василия Косякова, который позднее работал над знаменитым Морским собором в Кронштадте. Здание церкви в русско-византийском стиле выглядит в этом промышленном ландшафте так же неожиданно, как и расположенный относительно недалеко и известный многим особняк Брусницыных.

Но если роскошный особняк был построен для семьи богатых заводчиков, то новую церковь в районе галерной гавани создали как раз для самых многочисленных жителей этого района – портовых рабочих. Неслучайно именно там, среди городской бедноты и пролетариев, одно время успешно проповедовал известный провокатор Гапон, сыгравший драматическую роль во время событий Первой русской революции 1905 года.

В 1920-е годы молодому советскому государству много сил приходилось уделять созданию и развитию военно-морского флота, в том числе подготовке специалистов-подводников. Именно поэтому после закрытия в 1932 году церковь стала тренировочной площадкой учебного отряда подводного плавания имени С.М. Кирова. Кстати, отряд ведет свою историю с 1906 года. Тогда он был сформирован по указу императора Николая II, разумеется, под другим названием. В отряде занимались водолазной подготовкой моряков-подводников, а также обучением экипажа борьбе за живучесть подводного корабля. Внутренность церкви стала преображаться, и из культового сооружения она стала постепенно превращаться в огромный тренажер, насыщенный различными машинами и механизмами.

В центральной части церкви, под куполом, была сооружена металлическая башня высотой более 20 метров, ставшая тренажером для аварийного всплытия. Рядом с ней в бывшем алтаре был оборудован бассейн для отработки действий под водой по устранению неисправностей на винтах и рулях подводных лодок. Позднее в северном приделе было построено оборудование для тренировки действий по борьбе за живучесть. Это была герметичная камера, имитирующая отсек подводной лодки, в которой моделировался либо пожар, либо затопление отсека. Учебной команде необходимо было научиться устранять течи и тушить пожары, укладываясь по времени в суровые нормативы. Тысячи подводников прошли в стенах бывшей церкви испытания огнем и водой, а после обучения отправились служить Родине на флот. Любопытная деталь: отец В.В. Путина – Владимир Спиридонович – в 1930-х годах служил в этом учебном отряде подводного плавания, а после – на одной из подводных лодок Краснознаменного Балтийского флота.


В результате всех изменений, связанных с работой учебного отряда, наполненный технологичными деталями интерьер церкви стал больше напоминать декорации к какому-нибудь фильму–антиутопии. Сформировалась уникальная техногенная среда, обладающая ярко выраженной эстетикой, которую будет трудно где-либо встретить еще.

Сравнительно недавно, в 2012 году, здание церкви окончательно передали Санкт-Петербургской епархии. Церковь располагается на территории действующей воинской части, и прихожане могут посетить воскресные богослужения, пройдя через контрольно-пропускной пункт.

Попав в здание, можно ощутить, будто оно застыло где-то между прошлым и будущим. Прошлое в виде военных тренажеров до сих пор на месте, но уже не задает тон, а будущее в виде столь необходимой реконструкции пока не наступило. Именно в такие моменты важно запечатлеть эффект «застывшего времени», да и не только его.

Безусловно, первостепенно сохранение изначальной функции здания, воссоздание его исторических интерьеров, предполагающее демонтаж всей водолазной техники. Но нельзя забывать и о том, что в здании обучались тысячи людей, да и тренажеры, отдаленно напоминающие архитектурные фантазии Якова Чернихова, тоже являются частью истории этого места.


Андрей Стрельников

http://art1.ru/architecture/cerkov-ikony-bozhiej-materi-miluyushhej/

Источник ART1


Возврат к списку

Наверх