Леонардо сделал так бы

Леонардо сделал так бы 03.10.2011

В Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи открылась выставка «Гений да Винчи», где демонстрируются придуманные великим Леонардо аппараты и механизмы, сделанные в наше время по его чертежам и рисункам, а также репродукции наиболее известных картин.

Кажется, только своды музея мешают взлететь этой машине.– Я бы уточнил, наш проект демонстрирует не только это, – заметил перед открытием выставки главный ее фигурант австралиец Брюс Петерсон, – но и весь диапазон невероятной одаренности Леонардо да Винчи как изобретателя, художника, анатома, скульптора, инженера, музыканта и архитектора.

Это действительно выстраданный проект Брюса, создателя компании Grande Exhibitions, которая, скрупулезно воссоздав все леонардовские замыслы, теперь показывает их всему миру. Они побывали уже во многих странах. А к нам приехали из Коста-Рики.

– Из творческого наследия да Винчи, к сожалению, сохранилось не так уж и много, – включается в разговор замдиректора Артиллерийского музея по научно-просветительской и выставочной работе Сергей Ефимов. – Поэтому перед Брюсом и его соратниками-энтузиастами стояла задача собрать весь накопленный да Винчи опыт под одной крышей.

Группа итальянских экспертов во главе с Модесто Веччиа – специалистом по творчеству Леонардо на протяжении десяти лет занималась расшифровкой текстов да Винчи, чтобы воссоздать изобретенные им машины для войны и мира. Были досконально изучены записные книжки Леонардо, его рисунки и заметки. И вот на основе сделанных расшифровок воссоздано свыше 120 различных устройств и аппаратов да Винчи.

– Этим занимались итальянские столяры – отличные мастера. При этом они использовали – конечно, насколько это было возможно – материалы и технику, доступные человеку XV века.

Вот велосипед – совсем как современный, хоть и деревянный, вот – подводная лодка, а вот – танк, пулемет, акваланг, вертолет. Дух захватывает от того, что видишь: изобретения да Винчи намного опережали свое время.
– Большинство машин Леонардо так и не были сконструированы, оставшись в рисунках, – поясняет Сергей Ефимов. – Поэтому здесь экспонируются все же не их копии, а, так сказать, понимание позднейших исследователей, какими они могли бы быть. Однако научный уровень экспонатов выставки довольно высок. Другими словами, вполне вероятно, что сам Леонардо их такими бы и сделал.

На выставке представлены: удивительное собрание анатомических рисунков, полномасштабный рисунок фрески «Битва при Ангиари», а также познавательные 3D-версии таких шедевров да Винчи, как «Мона Лиза», «Тайная вечеря», «Витрувианский человек», «Лошадь Сфорца».

Но главное, конечно, в экспозиции – сумеречная комната, в которой вы застрянете надолго. Там она, Мона Лиза, в разы больше той, что в Лувре. И не в единственном экземпляре. И фрагментарно: руки; глаза; губы.

– 25 открытий вас ожидают, – обещает г-н Петерсон.

Вы бы этих открытий не сделали, даже если б глаза сломали о Джоконду. Только француз инженер Паскаль Котте, допущенный в 2004 году со своим изобретением, мультиспектральной 240-мегапиксельной фотокамерой к Джоконде ближе некуда (за стекло, за раму), увидел, обработал увиденное на компьютере и подал нам на тарелочке.

Ультракрасным излучением француз проник за слои лака, узрел и ретушь, и реставрации, и прежние наброски. С помощью компьютера «снял» верхние слои – и вы увидите «Мону Лизу» такой, какой она была на момент создания. Определенно, 500 лет назад небо над Джокондой было голубее, и это подчеркивает изначальную сказочную дороговизну картины. Растертый лазурит стоил баснословных денег (хотите сейчас купить ту самую краску – вперед, 20 тыс. долларов за кило).

Мы и без мегапикселей видели, что пальцы у дамы не дорисованы, но только благодаря фотокамере Котте узнали, что расположение пальцев было чуть другое. А главное – чуть другими были и взгляд Джоконды (который всегда на вас), и улыбка.

Паскаль Котте обнаружил, что пятнышки возле глаза и на подбородке не показатель повышенного холестерина в крови натурщицы (как умозаключали исследователи): банально, давний слой лака подпортился. И, кажется, разрешился терзавший многих вопрос: брови, положим, тогда выщипывали под ноль, но куда у итальянки подевались ресницы? Котте постановил: и брови, и ресницы были. И у него несколько гипотез, куда они подевались. Самое вероятное: пигмент, растворенный маслом, постепенно исчез. Да что брови – вон таким же манером постепенно исчезает правая колонна (ну да мы все равно ее не видим – она за рамой).

Кто-то грешит на неудачные реставрации, но Леонардо и сам рискованно экспериментировал с красками-лаками. Фреска «Тайная вечеря» миланского доминиканского монастыря, новаторски написанная не по мокрой, а по сухой штукатурке, стала осыпаться спустя несколько лет после создания. Вы ее увидите не только не осыпавшейся, но, опять же, в первозданном виде. Проекция в натуральную величину. Короткий фильм о фреске идет нон-стоп. Творение Леонардо вдохновило писателя Дэна Брауна на несусветную ахинею, но во фреске много удивительного и без всяких завиральных идей. Едва ли не впервые апостолы показаны в динамике – в реакции на только что сказанное Иисусом: «Один из вас предаст меня». И впервые тот, кто предаст, изображен не обособленно, а среди других учеников.

...Экспозиция вписалась в Год Италии в России и России в Италии, но зайдет за рамки перекрестного года: продлится до 10 января 2012-го.
 

Источник СПб ведомости


Возврат к списку

Наверх