Свежий взгляд на узел «Южный»

Свежий взгляд на узел «Южный» 08.07.2014

Неожиданной была тема IV международной конференции «Преобразование транспортно-коммуникационных пространств городов». Обсуждали будущее транспортно-пересадочного узла (ТПУ) «Южный». Еще неожиданнее оказался результат: этот узел в ближайшие десятилетия Петербургу не нужен.
Конференция проходит в первые дни июля в живой форме работы смешанных студенческих команд из представителей разных российских архитектурных и политехнических вузов над эскизными проектами по развитию сложной территории в Петербурге. Широкий состав участков и экспертов обеспечивает свежесть взгляда и непредвзятость.
В прошлые три года темами были, соответственно, Московский, Балтийский и Ладожский вокзалы, где проблемы очевидны, но крайне сложны и трудноразрешимы. В этом году студентам поставили необычную задачу про будущее. ТПУ «Южный» предполагается построить за КАД с опорой на конечную станцию метро «Южная» пятой линии. Ввод этой станции в наземном варианте намечен на 2017 год. Рядом расположена промышленная зона: два автомобильных завода, зарезервированы территории под депо метрополитена и депо легкорельсового трамвая.
И сразу возникает много вопросов. Кого будет обслуживать ТПУ «Южный», если на автосборке заняты всего несколько сотен человек и смену легко вывозят автобусы? Массовое жилье в соседних Шушарах, не обеспеченное социалкой, за что процесс его строительства получил в народе название «шушаризация», находится достаточно далеко, станция метро «Купчино» – ближе.
Вся земля вокруг будущего ТПУ поделена и приватизирована, там не хватает инженерии. Но, даже если бы была свободная территория и сети, ТПУ – это не только удобная пересадка, он немыслим без торговли, сервисов, развлечений. Но за всем этим никто специально не поедет в промзону, ее лучше проскакивать не только без пересадок, но и без остановок.
Мнение студентов о ненужности ТПУ «Южный» поддержали эксперты, в частности, академик архитектуры Юрий Бочаров, специалисты по транспортным системам Семен Ваксман из Екатеринбурга, Сергей Сена и Александр Антонов из Москвы. Они – постоянные участники петербургских конференций, а Сена начинал и долго работал в нашем городе.
Студенческие команды не остановились на отрицательном результате и предложили несколько концепций развития территории, расположенной южнее КАД между Витебской и Московской ветками железной дороги. Речь шла об автомобильной магистрали, которая может связать Пулково – Шушары — Рыбацкое, о зеленом поясе, который мог бы стать буфером между Купчином и жилыми новостройками южнее КАД, о создании в Шушарах кластера среднего специального образования – ведь городу не хватает квалифицированных рабочих и техников.
Несколько раз на конференции звучала тема пробивки продолжения Бухарестской улицы за КАД. Сейчас поздно обсуждать, правильным ли было решение отдать землю под сборку автомобилей, которое «заперло» такую перспективу. Но и студенты, и эксперты не считают, что заводы там навечно. Не исключено, что бизнес выберет ожидаемую прибыль и перепрофилирует территорию. Торфяники не позволят строить массовое дешевое жилье, но возможны самые разные варианты развития территории. Например, создание детского технического парка и образовательного центра по современным технологиям. Аналогичным образом могут изменить свой облик и соседние участки. Тогда станция метро «Южная» заиграет совсем иную роль и вопрос создания ТПУ «Южный» станет актуальным.
 

Источник СПб ведомости


Возврат к списку

Наверх