Медный всадник возглавил величайшую киностудию

Медный всадник возглавил величайшую киностудию 14.06.2014

Логотип киностудии «Ленфильм» можно по праву считать одним из символов города. Есть ангел на Петропавловском соборе, кораблик на Адмиралтействе и Медный всадник, который как раз и стал символом киностудии. В следующем году знаменитому логотипу «Ленфильма» исполнится 50 лет, но мало кто задумывается: с чего все начиналось и как он создавался…
В середине 50-х газеты Ленинграда несколько раз объявляли конкурс на лучший логотип киностудии «Ленфильм». До этого обычно писали: «Кинокомбинат, кинофабрика «Ленфильм». Логотипа еще не было, были только обычные надписи. В 60-е появилась надпись «Ленфильм» с буквой «Ф» в виде пленки, но это никто не считал логотипом.
В середине 60-х годов конкурс объявили в газете «Кадр» среди профессионалов кинематографа. Поступило сразу множество предложений: Ленин на броневике, Петропавловский собор и многие другие. Символы кино и нашего города. Конкурс проходил в три тура, и в итоге победил проект Марины Бологовской, художника киностудии «Ленфильм». Вместе с оператором комбинированных съемок Эдгаром Штырцкобером она приступила к созданию логотипа.
«Сначала скульптуру «Медного всадника» работы Фальконе снимал Штырцкобер. Задачей Штырцкобера было найти нужный ракурс, и после долгих поисков он его сделал. Далее будущий логотип обрабатывала Бологовская. Тогда не было компьютеров — все ретушировали и подкрашивали вручную. Затем, уже на мультстанке, методом покадровой съемки, раздвигая лучи, снимали кадр за кадром, и в результате получилось плавное расхождение лучей света софитов», — рассказывает историк кино Александр Поздняков.
Так родился известный всему миру логотип: Медный всадник, надпись «Ленфильм» и расходящиеся лучи. Впервые этот логотип киностудии появился в титрах фильма «В городе С» Иосифа Хейфеца, у которого начинал свою работу в кино в качестве второго режиссера Евгений Татарский, автор телефильмов «Золотая мина» и «Приключения принца Флоризеля». Он подтвердил, что долгое время ошибочно считалось, что впервые логотип был использован в фильме «Рабочий поселок», но это не так — первым был фильм Иосифа Хейфеца.
«Эмблема «Ленфильма», на которой изображен Медный всадник, создавалась буквально на моих глазах замечательным художником Мариной Бологовской. Я был маленьким мальчиком, но помню, как она приходила в наш дом, к моему отцу, классику отечественного кино Иосифу Хейфецу, одному из тех, кто создавал студию «Ленфильм». Помню, как они обсуждали эту эмблему, сколько проникновенных слов было сказано и о студии, и о памятнике, и о великом городе», — вспоминает кинорежиссер Дмитрий Светозаров.
Потом, в 90-е, логотип обновляли, переснимали. За основу для пересъемки брали уменьшенную скульптуру «Медного всадника», которая стояла в кабинете у директора «Ленфильма» (в ту пору студию возглавлял кинорежиссер Виктор Сергеев). Обновленный логотип появился в титрах его фильма «Гений». Там уже другим шрифтом были написаны буквы, иначе легли тени, появился синий фон, и у Медного всадника возникли новые цветовые полутона. Но все также за его спиной торжественно расходятся лучи софитов, обещая зрителю встречу с новым шедевром киностудии «Ленфильм».
 

Источник Вечерний Петербург


Возврат к списку

Наверх