Луноход в нашем стойле

Луноход в нашем стойле 07.07.2010

– Основная машина – «Луноход-1», запущенная в космос почти 40 лет назад, 17 ноября 1970 года, сошла по аппарелям межпланетной космической станции «Луна-17» на поверхность естественного спутника Земли и проложила первую лунную колею, – рассказывает вице-президент петербургского отделения Российской академии космонавтики им. К. Э. Циолковского (РАКЦ) Михаил Маленков, в прошлом главный конструктор по космической тематике ВНИИ-100. – Но копий того лунохода было сделано, разумеется, несколько – на них проводились испытания различных его узлов и агрегатов. А в питерском музее только что начал экспонироваться выставочный образец, принадлежащий НПО им. Лавочкина, с которым мы объездили чуть ли не полмира.
Именно там, во ВНИИ-100 (ныне – ОАО «ВНИИТрансмаш»), в Горелове еще в 1963 году по личной инициативе Сергея Королева началась работа над невиданной лунной автомашиной. Сергей Павлович побывал на предприятии годом позже и там же принял решение: луноход будут делать именно ленинградцы! Правда, еще через год Королев передал всю эту тематику в НПО им. Лавочкина, под чье «крыло» перешел и коллектив ВНИИ-100.
– Предприятия и ученые Ленинграда внесли очень большой творческий вклад в реализацию советских лунных экспедиций вообще и лунохода в частности, – продолжает Михаил Иванович. – Во ВНИИ-100 было создано и отработано самоходное автоматическое шасси «Лунохода-1» и прибор для исследования физико-механических свойств лунного грунта в естественном залегании по всей трассе движения лунохода. Но кроме нас в создании лунной техники участвовало не менее трех десятков ленинградских предприятий, организаций и вузов. А два члена экипажа первого лунохода – выпускники Можайки.
В преддверии 40-летия начала его эксплуатации на Луне РАКЦ попросила руководство НПО им. Лавочкина предоставить Петербургу свой выставочный образец, чтобы впервые за 40 лет показать его жителям города, которому он обязан своим появлением на свет.
Перед экспонированием в Петербурге луноходу требовалась большая реставрация, ибо он много времени провел в странах Юго-Восточной Азии с их жутким тропическим климатом. Но РАКЦ необходимыми для этого деньгами не располагала.
– И тогда мы вышли на Игоря Владимировича Коровина – директора международного культурного центра, занимающегося музейными делами в области техники, которому принадлежит и музей, – завершает рассказ Михаил Маленков. – Вместе с ним съездили в Химки и договорились, что НПО им. Лавочкина передаст нам временно выставочный образец лунохода при условии, что мы вкладываемся в его ремонт, транспортировку и страховку. Мы все эти условия выполнили.
 

Источник СПб Ведомости


Возврат к списку

Наверх