Пять «мефистофельских» мест Петербурга

Пять «мефистофельских» мест Петербурга 08.09.2015

Пять «мефистофельских» мест Петербурга от Дмитрия Губина


После уничтожения горельефа Мефистофеля на фасаде дома на Лахтинской, 24 интерес к изображениям дьявола и его приспешников в Петербурге возрос. Не сказать, что изображений много (в городе нет готических соборов, традиционно облепленных химерами и гаргульями). Зато имеющиеся расположены в самых знаменитых петербургских местах.


1. Русский музей, Инженерная ул., 4

Наш Мефистофель №1 сегодня находится в Русском музее. Изваянный в мраморе великим Марком Антокольским князь тьмы ироничен, умен, и, похоже, замышляет очередную кознь. Голый дьявол сидит, упершись козлиной бородкой в скрещенные ладони, и на диво выразителен. Компанию в зале ему составляют Христос, летописец Нестор и философ Спиноза. По стенам — картины Василия Поленова, включая «Христа и грешницу». Не зайти в этот зал, придя в музей, — преступление против человечества.

От Антокольского следует отправиться в зал Врубеля, чтобы насладиться майоликовой головой Демона, а также летящим Демоном, романтизированным до такой степени, что как-то забываешь, что этот ангел — падший. Оторвавшись от вида того, кто приходил по ночам в синеве ледника от Тамары, парой крыл намечал, где гудеть, где кончаться кошмару (тема Лермонтова, вариация Пастернака), можно вступить в интеллектуальный разговор со служительницей музея. Например, об уничтоженном Врубелем «Демоне» киевского периода. Или о том, что Демон Врубеля — не столько мужчина, сколько андрогин.

Скромно заметим, что в запасниках Русского музея Мефистофелей еще с полдюжины: на рисунках Замирайло, Добужинского, Маковского и Бенуа. Уважение гарантировано.

 

2. Мариинский театр, Театральная пл., 1

Прадедом трагически павшего на Лахтинской Мефистофеля следует считать немца Гете с его «Фаустом», дедом — француза Гуно с оперой «Фауст». Ну а крестным отцом — русского баса Шаляпина, спевшего (и сыгравшего) Мефистофеля так, что публика в очередной раз перепутала актера с образом и влюбилась в обоих. С шаляпинского Мефистофеля начинается победное шествие демонических изображений по России: певец предложил столь соблазнительное визуальное воплощение, что трудно было устоять. Впервые «Фауст» прозвучал на сцене Мариинки в 1869-м, а Шаляпин дебютировал в этой опере в 1895-м, что сдетонировало с лунной, ночной, потусторонней эстетикой Серебряного века.

Ближайшая дата, когда в Мариинском дают «Фауста», — 6 октября. Петь Мефистофеля будет демонический кудреглавый красавец Михаил Петренко, а наслаждаться фэшн-показом потусторонней моды («При шпаге я, и шляпа с пером, и денег много, и плащ мой драгоценен») придется на языке оригинала — на французском: L'épée au côté, la plume au chapeau, L'escarcelle pleine, un riche manteau. Шаляпин пел Мефистофеля в Мариинском тоже по-французски.

Кто не купит билетов, пусть утешится тем, что «Фауст» будет идти в новом, похожем на торговый центр здании. Тогда, особенно если ночь будет мрачной, с штрихующими луну облаками, следует приехать в Коломну и, глядя на здание старого театра со стороны Крюкова канала, включить в смартфоне Шаляпина. И вздрогнуть от ужаса, услышав знаменитое: Et Satan conduit le bal! Conduit le bal! — «Сатана там пр-р-равит бал! Там пр-р-равит бал!».

 

3. Музей-квартира Исаака Бродского, пл. Искусств, 3

В минуте ходьбы от Русского музея находится эта невероятно уютная, набитая сверху донизу картинами (своими и чужими) квартира парадного советского портретиста Исаака Бродского. Господи, да кто из живших в СССР не знал Бродского? Канонический Ленин в Смольном (кресла в белых чехлах). Канонический Ленин на фоне Смольного (руки в карманах, под ногами желтая листва). В каждом детсаду, в каждой школе были эти полотна. Квартира-музей должна была стать камушком во фреске великой ленинианы. Но сегодня очевидно, что иллюстрирует она другую историю: о том, что происходит с талантом, поддавшимся искушению дьявола власти. Историю о том, как Бродский, действительно талант, метавшийся между Левитаном и постимпрессионизмом, начинает власти угождать. И если первые его портреты Сталина (а также Ленина, Зиновьева, Троцкого) потрясающе выразительны, то последние — увы. Зато барская квартира в центре Ленинграда, Ворошилов в друзьях, поставленное на поток копирование во всех худмастерских...

Нас, впрочем, в квартире Бродского интересует не процесс лакировки дьявола под ангела (этим в России не удивить), а одно-единственное полотно: потрясающий портрет Шаляпина в огненно-красном костюме Мефистофеля. Писал его, правда, не Бродской, а Александр Головин. (Согласно легенде, за один ночной сеанс. Согласно другой легенде, Шаляпину портрет не понравился, отчего он остался у Головина, а затем перешел Бродскому). Портрет настолько хорош, что забываешь, что перед нами Шаляпин: демон, чисто демон!

Собственно, главным делом жизни Бродского оказалась не череда портретов советских вождей, а вот эта квартира-музей с ее любовно собранной коллекцией, имеющей отношение к искусству, а не к советской власти. И это важный урок всем, кто склонен дьяволу власти кланяться.

 

4. Музей-квартира Шаляпина, ул. Графтио, 2б

Как и всем питерским музеям, находящимся в стороне от Невского, квартире Шаляпина не повезло с наплывом посетителей. Зато посетителю повезло с тем, что не встретит толпу. Ощущение, что зашел к Шаляпину в гости, но тот на минуточку вышел.

Вот уж чего-чего, но Шаляпиных-Мефистофелей в квартире на Петроградской (впрочем, певцу принадлежал весь дом) хватает. На афишах, рисунках, снимках. Присмотритесь внимательней: великий бас был, как говорится, три в одном — пел целых трех Мефистофелей! Наиболее известного — из оперы «Фауст» Шарля Гуно (граммофонные записи сохранились до наших дней, причем и на русском, и на французском). Во-вторых, Мефистофеля из куда менее известной одноименной оперы Арриго Бойто (либретто тоже по «Фаусту» Гете). А также духа зла Бертрама из оперы «Роберт-дьявол» Джакомо Мейербера. То есть Шаляпин вжился в образ князя тьмы и умел, что называется, нюансировать.

И сегодня тень певца подымается из гроба, чтобы защитить от потенциального погрома и квартиру на Графтио, и квартиру на площади Искусств, и Мариинский театр. Пока что русские патриоты и православные идиоты плевать в Шаляпина не смеют.

 

5. Дом Лидваля, Каменноостровский пр., 1-3

Почти все дьяволы, демоны и прочие рогатые и крылатые появились в Петербурге в короткий период между 1885 и 1914 годами: эпохи модерна, art nouveau. Декаданс, мистицизм, столоверчение, вызов духов, общение с Вельзевулом (за которым скрывалось общение с устроителем спиритического сеанса) — все это во многом было реакцией на слоновью тупую неуклюжесть самодержавия и ставшую частью туши официальное православие.

Мефистофель на фронтоне дома архитектора Александра Лишневского был, пожалуй, самым крупным горельефом потустороннего существа. Но по мелочам остается немало. Обратите внимание на маскароны (скульптурные анфасные изображения голов) сатиров, демонов и прочего на еще одном доме Лишневского на Апраксином переулке, 4, на доходном доме Эйлерса на Рентгена, 4, на доме архитектора Гиршовича на улице Чайковского, 61. Или вглядитесь в неглубокую подкрышную арку доходного дома Залшупина на Маяковского, 52. Там притулился голый то ли ангел, то ли демон, которому время то ли отбило, то ли пририсовало крылья. Это вообще очень тревожный дом, составленный из корпусов с этажами, не совпадающими по высоте (квартиры в одном корпусе — только с четными номерами, а в другом — только с нечетными).

Но если вы хотите в полной мере ощутить мистицизм, мелкую хвойную дрожь северного модерна, идти, конечно, следует в курдонер знаменитого дома архитектора Федора Лидваля на Каменноостровском, 1-3. Мухоморы. Совы. Ночные ирисы и лилии. Пауки, сплетшие чугунные балконные ограждения. Шведский извод Васнецова и Билибина. В квартире на втором этаже правого корпуса (на ней сейчас объявление о продаже) в одной из комнат на плафоне потолка — резвящиеся рыбы с острыми, как у дьявола, ушами. На излете СССР здесь в коммуналке жила семья надзирательницы из «Крестов», и маленький ребенок кричал ночью от страха. Еще бы: сатана там пр-р-равит бал! Там пр-р-равит бал...

 

http://avangard.rosbalt.ru/reviews/2015/09_September/05/shalyapinHouse.html

Источник Петербургский авангард


Возврат к списку

Наверх