Эрмитаж представил журналистам уникальную технологию маркировки экспонатов

Эрмитаж представил журналистам уникальную технологию маркировки экспонатов 26.02.2014

Эрмитаж представил журналистам уникальную технологию маркировки экспонатов
Как говорит директор музея Михаил Пиотровский, окружающий мир враждебен по отношению к музеям. Экспонатам нужна надежная защита. Эрмитаж инициировал разработку метода маркировки, который дает возможность быстро и легко определить принадлежность предмета к музейной коллекции.
Работа началась в 2007 году, партнерами музея на безвозмездной основе выступили один из центральных научно-исследовательских институтов Министерства обороны и Химико-технологический университет имени Д. И. Менделеева.
Эрмитаж поставил перед ЦНИИ непростую задачу: разработать технологию маркировки на холсте, дереве, бумаге, стекле, фарфоре и керамике, учитывая особенности материалов, размер и форму вещей.
Составы, которые применяют для маркировки, должны быть безвредны для людей – сотрудников музея и посетителей, безопасны по отношению к экспонатам, защищены от подделки. Ничего подобного в мире нет.
Разработки прошли испытания в научно-реставрационном центре имени И. Э. Грабаря и НИИ реставрации. Эрмитаж в тестовом режиме применяет новую технологию на экспонатах, отправляющихся на выставки.
Основа метода – композиционный состав, разработанный с учетом специфики материалов. Для маркировки достаточно капли вещества. Метки существуют в двух модификациях: видимой и невидимой для человеческого глаза. Информацию, зашифрованную в них, считывают специальные приборы. Их можно использовать не только в музее, но и на таможне, в работе Интерпола...
Небольшой так называемый прибор хранителя подтверждает подлинность экспоната. Второй, несколько больших размеров, звуковым сигналом и мельканием лампочки позволяет выявить уровни защиты. Стоимость приборов, соответственно, 50 и 150 тысяч рублей. Метка наносится в течение нескольких секунд и обходится примерно в 30 рублей каждая.
Испытания показали, что метка может сохраняться не менее пятидесяти лет. Она выдерживает температуру до двухсот градусов. Условно говоря, по пеплу можно опознать сгоревшую картину.
Михаил Пиотровский сравнил новый тип маркировки с надежным методом определения отпечатков пальцев или ДНК каждой музейной вещи. Главный хранитель Эрмитажа Светлана Адаксина сказала, что разработчики уникального метода еще в начале пути. В будущем по невидимой глазу метке на обороте холста можно будет получить полную информацию о картине, даже если старый номер стерся.
 

Источник СПб ведомости


Возврат к списку

Наверх