Блок, скифы и мы

Блок, скифы и мы 10.08.2010

В Петербурге открылись две выставки, приуроченные к 130-летию со дня рождения Александра Блока, которое мы отметим будущей осенью.
В галерее «Сарай» в Фонтанном доме (Литейный пр., 53) можно увидеть персональную выставку работ художника Анатолия Маслова «Блок. Двенадцать». Это дюжина портретов, написанных в экспрессивной манере. Именно лицо, по мнению художника, лучше всего отображает вехи жизни поэта, узловые моменты его творческой биографии. Поэт взрослеет, впитывает в себя жизнь. Его душа откликается на все, что происходит в мире, - портрет отражает эти внутренние изменения. «Проницательное детство», «Гимназист», «Юность», «Революция»... «Портрет души художника» - так этот цикл портретов назвал Анатолий Маслов.
Создается впечатление, что с полотен на зрителя внимательно и пристально смотрят не лица, а лики святых. В работах нет буквального портретного сходства с Александром Блоком. Пожалуй, только в одной из них угадывается каноническое изображение поэта, известное нам по его прижизненному портрету руки Константина Сомова. В отличие от современника Блока Анатолий Маслов не столько изображает, сколько фантазирует и размышляет. В том числе о невозможном. На одном из полотен из-за плеча Блока выглядывает Че Гевара. «И Блок, и Че Гевара - одинокие революционеры, нежные романтики. Поэтому на картине они оказались рядом», - говорит Анатолий Маслов.

В экспозиции фоторабот Евгения Лыкова в Музее-квартире Александра Блока (ул. Декабристов, 57) рядом можно увидеть текст стихотворения «Скифы» 1918 года и его визуальное переосмысление. Выставку составили более десятка фотоколлажей-триптихов. В центре - один из катренов (четверостиший) «Скифов», по обеим сторонам - фотоэтюды, которые автор снимал в Петербурге, в Тобольске, в Праге. «Главной проблемой для меня было совместить текст стихотворения с образом, который рождает фантазия, и потом найти реальное его воплощение», - говорит Евгений Лыков.
Четверостишие «Скифов» «Россия - Сфинкс...» сопровождают две выразительные фотографии этих таинственных египетских созданий, обильно населяющих петербургские мосты и набережные. Воплощением сумрачного германского гения, символа европейской рациональности, стала швейная машинка «Зингер». А отражением «умирающей Европы» - ветхий, но по-прежнему надежный Карлов мост с одиноким пешеходом.
Заглавную тему стихотворения - тему скифов - иллюстрируют фотографии предметов культа и быта этого древнего народа. Евгений Лыков снимал их в одном из частных музеев Тобольска, закрытом для широкой публики. По словам фотографа, экспонаты этого собрания пока мало изучены - назначение некоторых артефактов ученым до сих пор не ясно. Византийские кресты, монеты со стершейся от времени гравировкой, металлические подвески, взятые крупным планом, могут представлять для публики не только эстетический, но и этнографический интерес.
Выставка «Скифы» будет работать до 19 августа. А работы Анатолия Маслова можно увидеть в галерее «Сарай» до 28 августа.
 

Источник Санкт-Петербургские ведомости


Возврат к списку

Наверх