Модель инженера Виролайнена

Модель инженера Виролайнена 27.01.2011

О сути изобретения экс-чиновников Смольного - выделенной полосе для общественного транспорта - попросили рассказать «Фонтанку» читатели
Интерес петербуржцев к интеллектуальному творчеству бывших аппаратчиков возник после того, как стало известно, что их изобретение будет использоваться при строительстве «выделенки» на Московском проспекте.
Эта полезная модель №75399 «транспортная магистраль мегаполиса» запатентована в 2008 году, в состав коллектива ее разработчиков входят два бывших председателя КБДХ - Владимир Антонов и Олег Виролайнен, а также другие, тоже довольно известные, персонажи.
Система организации движения на транспортной магистрали мегаполиса, как говорится в реферате к этому изобретению, обеспечивает «удовлетворение возрастающих потребностей населения мегаполиса в пассажироперевозках общественными видами транспорта». Для совмещенного трамвайно-автобусного движения отводится «конструктивно обособленное полотно», поэтому транспортные потоки можно перераспределить и разгрузить проезжую часть... «При этом система создает необходимый уровень безопасности участникам дорожного движения по магистрали», - отмечают авторы. Заявитель провел по теме патентный поиск, который показал, что совокупность существенных признаков не обнаружена. И поэтому предлагаемую полезную модель можно считать новой.
До сих пор, как выяснили авторы изобретения, были известны только две модели выделенных полос. По одной из них трамвайное полотно отделено от остальной проезжей части с помощью бордюра из бортового камня, чтобы предотвратить заезд транспортных средств в зону трамвайного движения. Но, как замечают изобретатели новой модели, обособленная зона в этом случае используется только одним видом общественного транспорта - трамваем, что ограничивает пропускную способность загруженных транспортных магистралей мегаполиса.
По другой системе (описана в 1995 году) на магистрали создаются короткие перегонные участки, на которых организуется выделенная зона для совмещенного движения трамваев и иных средств общественного транспорта. Но новая модель выгодно отличается и от нее - Виролайнен, Антонов и соавторы предлагают создать трамвайно-автобусное полотно, обрамленное поднятыми над уровнем проезжей части разделительными полосами безопасности.
Полезная модель запатентована в 2008 году. Начало срока действия патента - 10.02.08. В состав творческого коллектива входят, кроме уже упоминавшихся бывших глав КБДХ Олега Арвовича Виролайнена и Владимира Степановича Антонова, бывший начальник дорожно-мостового управления КБДХ Валентин Николаевич Щемелев, экс-глава комитета по транспорту Александр Макарович Дацюк и ныне действующий начальник УГИБДД по Петербургу и Ленобласти Сергей Иванович Бугров. Кроме них участие в разработке столь сложного изобретения принимали Кочеров Константин Алексеевич, Осипов Андрей Анатольевич, Пичугов Игорь Анатольевич, Пономарев Валерий Иванович, Федотов Владимир Николаевич. Правообладателем выступает ЗАО «Нева-Дорсервис».
В кругах патентных поверенных словосочетание «полезная модель» вызывает веселый здоровый смех. «На этот вид изобретений экспертиза отменена, - пояснили корреспонденту «Фонтанки» эксперты. - Поэтому можно запатентовать все, что угодно, хоть ковер-самолет. И проводиться проверка изобретения будет лишь в том случае, если кто-то решит оспорить патент».
Авторские отчисления при использовании полезной модели необязательны. Поэтому самая главная задача при оформлении патента, как объясняют поверенные, точно сформулировать права. Если они обозначены «широко и грамотно», то можно запретить абсолютно все, после чего остается только вынудить сторону, заинтересованную в использовании изобретения, к переговорам. «Эта схема очень удобна для мошенничества с госзаказом, - комментируют эксперты. - По условиям надо прописать в обязательном порядке использование определенной модели, после чего только остается запретить пользоваться ей всем нежелательным участникам конкурса. И - на вполне законном основании «протолкнуть» нужного».
Как сообщалось, по условиям конкурса на строительство выделенной полосы для общественного транспорта от Московских ворот до Авиационной улицы заказчиком выставлено требование при проектировании объекта «использовать формулу полезной модели №75399 транспортная магистраль мегаполиса». Начальная стоимость контракта составляет чуть менее 560 млн рублей, поэтому легко можно рассчитать стоимость строительства километра - она обойдется приблизительно в 133 млн рублей (3,3 млн евро). Заказчиком проекта является СПб ГУ «Дирекция транспортного строительства».
Примечательно, что пока «Фонтанка» изучала особенности изобретения, бизнес-сообщество успело отреагировать на предложение властей использовать при строительстве труд Виролайнена и Антонова. Компания ПО «Возрождение», как стало известно «Фонтанке», подала жалобу на условия конкурса в Управление Федеральной антимонопольной службы по Петербургу. Ведомство рассмотрело запрос дорожно-строительной фирмы и 24 января вынесло постановление, признав жалобу «Возрождения» обоснованной и предписав заказчику не выказывать дополнительных требований к участникам конкурса

Источник Фонтанка.ру


Возврат к списку

Наверх