Коллекция дореволюционного кино вернется на «Ленфильм»

Коллекция дореволюционного кино вернется на «Ленфильм» 03.10.2012

В конце сентября в Петербурге состоялось беспрецедентное событие — было подписано соглашение о безвозмездной передаче киностудии «Ленфильм» коллекции российских кинокартин, снятых до 1917 года и вывезенных из России во время Гражданской войны. Соглашение подписали Эдуард Пичугин, председатель совета директоров киностудии, и Стивен Крамс, президент американской компании «Magna-tech Electronic co. inc», работающей на международном рынке поставок профессионального оборудования для кинотеатров.
Естественно, «Вечерний Петербург» не мог пропустить подобное событие и задал Эдуарду Пичугину несколько вопросов.
— Эдуард, расскажите, пожалуйста, предысторию передачи коллекции. Почему именно сейчас, а не сколько-то лет назад?
— Мы со Стивеном дружим, мы — коллеги, и разговор о коллекции немого кино начался еще в прошлом году на одной из профильных выставок. И вот Стивен, наслышанный о возрождении «Ленфильма», предложил сделать нам подарок: передать всю его коллекцию дореволюционного кино. «Только скажи, на кого оформить», — добавил он. Вот так один телефонный разговор и давнее знакомство положили начало возрождению знаменитой «Золотой коллекции» нашей киностудии. Скорее всего ключевую роль здесь сыграли как личные отношения, так и общая ситуация на «Ленфильме», явно меняющаяся к лучшему.
— Имеет ли эта коллекция какой-либо денежный эквивалент?
— Безусловно! Вы наверняка знаете, что актриса Вера Холодная снялась в нескольких десятках картин, до нас же дошли пять или семь, остальные считались утраченными, ведь белая эмиграция вывезла множество ценностей, которые растворились за границей. Фильмы, собранные Стивеном, как раз относятся к таким ценностям. Так что после их возвращения они будут переведены в цифровой формат и изданы на DVD, также будут проходить специальные показы.
— Можете ли вы назвать хотя бы некоторые картины, входящие в коллекцию?
— На данный момент это сложно сделать. Сейчас мы собираем рабочую группу, которая поедет в США и будет заниматься каталогизацией имеющегося собрания, ведь коллекция очень велика и собиралась на протяжении сорока лет. По примерным подсчетам, в нее входит около 350 кинолент, и все их необходимо изучить, оценить уровень сохранности, возможно, что-то придется подвергнуть реставрации.
— Когда приблизительно будут известны результаты этой работы и кто войдет в рабочую группу?
— Мы надеемся завершить весь процесс, включая транспортировку коллекции в Россию, до 25 декабря и уже после собрать прессу для показа самых ярких экземпляров. Рабочая группа формируется из аспирантов СПбГУКиТ, сотрудников «Ленфильма» и сотрудников Государственного фонда кино, которая за две недели должна разобраться с содержанием собрания: столь короткий срок объясняется тем, что хранение кинолент правильно организовано, мы имеем дело не с каким-то хаотичным складированием, наоборот, здесь налицо хранение в определенном порядке с соблюдением необходимых требований по температуре и влажности. Также в задачи группы войдет определение требований к транспортировке этого хрупкого материала.
— Удастся ли справиться с таможней?
— На сегодня уже существуют прецеденты возвращения культурных ценностей: например, в 1998 году Фонд кино смог вернуть на родину несколько контейнеров с киноматериалами, вывезенными Белой гвардией. Посему в рамках возврата ценностей мы сможем ввезти коллекцию, собранную Стивеном, с нулевой пошлиной.
— Есть ли у «Ленфильма» возможности не только бережно хранить кинонаследие, но и реставрировать его?
— Ранее «Ленфильм» располагал всеми необходимыми мощностями для работы с кинолентами, и пусть сейчас каких-то технологических моментов не хватает, но остались специально оборудованные помещения для хранения, и сегодня вся государственная киноколлекция находится здесь и чувствует себя отлично.
— Вы называете эту коллекцию огромной. Может быть, известна площадь, ею занимаемая, или общий вес — это поможет оценить физические масштабы собрания...
— По словам Стивена, ее вес составляет пять тонн, или примерно грузовой морской контейнер.
— Происходящее весьма похоже на поворотный момент в жизни киностудии!
— Так и есть: я уверен, что отныне вместо обсуждений, выживет ли «Ленфильм», можно говорить о его возрождении как о процессе, уже взявшем старт.
— Не хочется в этот радостный день касаться денежных проблем, но все же: кто финансирует экспедицию рабочей группы в США, за чей счет будут производиться транспортировка и дальнейшая работа над реставрацией кинолент?
— Стивен любезно предложил взять на себя все расходы, включая оцифровку и реставрацию, но тем не менее я думаю, что мы можем освоить часть предстоящих затрат — в конце концов, спонсоры и меценаты есть не только в Америке, но и в нашей стране!
— Поскольку разговор идет о возвращении кинонаследия, по аналогии нельзя не вспомнить и про «Золотую коллекцию» «Ленфильма». Как с ней обстоят дела?
— Работа над ее возвращением находится в стадии завершения: подготовлен ряд нормативно-правовых актов, которыми занимается Министерство культуры совместно с Департаментом культуры правительства России. В ближайшие дни на правительственном уровне состоятся необходимые совещания, результатом которых и будет долгожданное возвращение «золота» «Ленфильма».

Источник Вечерний Петербург


Возврат к списку

Наверх