300-летие Фонтанного дома

300-летие Фонтанного дома 20.10.2012

В Шереметевском дворце на набережной Фонтанки открылась выставка «Фонтанный дом. Встреча через 300 лет», ставшая кульминационным событием в юбилейной программе одного из самых известных петербургских дворцов. Выставка, в которой собраны экспонаты из 12 российских музеев, организована музеем без привлечения бюджетных средств, а только благодаря помощи меценатов и солидарности коллег-музейщиков.
- Выставка стала центральным событием юбилейного года, который начался весной с научных конференций и завершится 17 декабря презентацией большой книги-альбома, посвященной судьбе рода Шереметевых и истории самого дворца, - говорит директор Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства (ГМТиМИ) Наталья Метелица. - Экспозиция представила в трех залах все периоды трехвековой истории этого дома с момента его основания в 1712 году. Мы собрали портреты пяти поколений его владельцев, предметы быта и произведения искусства из Эрмитажа, Русского музея, музея истории Санкт-Петербурга, музея-усадьбы «Останкино», архивов, библиотек, частных коллекций. Одна только транспортировка экспонатов из Кускова и Останкина обошлась нам в 600 тысяч рублей, а ведь это лишь небольшая часть. Без помощи друзей музея мы не справились бы.
Есть и уникальные экспонаты: трофеи времен Северной войны, принадлежавшие основателю усадьбы фельдмаршалу Борису Шереметеву, молитвослов графини Прасковьи Шереметевой (бывшей крепостной актрисы и супруги графа Николая Петровича) и тетрадь с записанной ею в 1807-1809 годах молитвой, родовые иконы Шереметевых, которые писались на рождение детей, мебель из комнаты ближайшей подруги Прасковьи Жемчуговой - крепостной балерины Татьяны Шлыковой.
- История Шереметевых не перестает нас удивлять - буквально в этом году мы нашли в Симферопольском художественном музее потерянный портрет графа Сергея Дмитриевича, он тоже есть в этой экспозиции, - рассказывает куратор выставки, заведующая сектором хранения Шереметевского дворца Ольга Ходякова. - В 20-х годах из этого дома по стране «разбрелись» десятки тысяч экспонатов, о судьбе некоторых из них ничего неизвестно до сих пор. Есть здесь и современные документы - письмо от 3 июля 1918 года, где граф Сергей Дмитриевич пишет академику Сергею Платонову: «С моей стороны не может быть препятствий к передаче моего Петроградского дома по Фонтанке под охрану Петроградского археологического института». После здесь располагался музей быта, Дом занимательной науки, научно-исследовательский институт Арктики и Антарктики… Только в 1990 году дворец стал филиалом ГМТиМИ - музеем музыки.
Об истории самого дворца, построенного по проектам Саввы Чевакинского, Ивана Старова, Джакомо Кваренги, Андрея Воронихина, Иеронима Корсини, Николая Бенуа, рассказывают оригинальные чертежи и схемы, а также акварельные зарисовки интерьера, сделанные самим Павлом Сергеевичем Шереметевым уже в 1890-х годах. Сегодня творение великих зодчих приводят в порядок реставраторы - юбилейный год совпал с масштабным обновлением фасада главного здания, на которое из городского бюджета выделено около 30 миллионов рублей.
- Уже завершена реставрация цоколя, предстоит еще работа над окнами первого этажа, лепниной, балконом. Основная работа будет закончена уже к Новому году, - поделился с «РГ» заместитель директора ГМТиМИ по капитальному ремонту и реставрации Евгений Воинов. - В последний раз реставрация проводилась более десяти лет назад и оказалась не совсем удачной, многое придется исправлять. Но точно можно сказать, что цвет фасада не изменится - в прошлый раз его подобрали довольно точно. С началом юбилейного года совпала и реставрация ограды дворца, на которую было выделено 60 миллионов рублей.
Впрочем, даже из такого непраздничного события, как ремонт фасада, дирекция музея смогла извлечь выгоду: строительные леса выступили фоном для проекта «Шереметевская ломография» - огромного полотна с фотографиями из музейной жизни, сделанными петербуржцами на пленочные фотоаппараты «ЛОМО-Компакт». Проект стал продолжением серии фотографических зарисовок из музеев, встав в один ряд с Эрмитажем и Петергофом. Организатором «ломостены» выступил петербургский краеведческий журнал, посвятивший Фонтанному дому весь октябрьский выпуск. По словам авторов, даже такая всесторонне изученная история, как история рода Шереметевых, до сих пор преподносит сюрпризы и загадки исследователям.
- Историки до сих пор недооценили Шереметевых, которые жили всегда «для будущего», думая о своей судьбе, как о судьбе всей страны, - поделился один из авторов журнала, историк и литературовед Юрий Зобнин. - В частности, мало кто знает, что знаменитый роман актрисы Прасковьи Жемчуговой и графа Николая Шереметева не только создал легенду о романтической любви, но и превратил Шереметева в духовного писателя, составившего после смерти Прасковьи напутствие потомкам, очень похожее на содержание библейского Экклезиаста: «В жизни у меня было все, - писал он. - Слава, богатство, роскошь. Но ни в чем этом не нашел я упокоения. Помните же, что жизнь быстротечна, и лишь благие дела сможем мы взять с собой за дверь гроба».

Источник Российская газета


Возврат к списку

Наверх