Что за швы на канале?

Что за швы на канале? 20.12.2012

Завершился капитальный ремонт еще одного участка каменной облицовки канала Грибоедова (бывшего Екатерининского) между Харламовым и Ново-Никольским мостами. Гранитная стенка выглядит непривычно гладкой, невооруженным глазом видно, что это новодел. Градозащитники бьют тревогу: ремонтники изменили исторический рисунок кладки набережной.
«Набережные Екатерининского канала со съездами и спусками» – объект культурного наследия федерального значения. Они были сооружены в 1764 – 1790 годах строителями-инженерами Бауром, Борисовым, Голенищевым-Кутузовым и Модерахом. Стенки канала представляют собой бутовую кладку с массивной гранитной облицовкой на деревянном свайном ростверке. Со временем некоторые участки кладки пришли в аварийное состояние.
Городские власти решили постепенно ремонтировать их. Сперва в новый гранит оделся прямой участок, соединивший когда-то речку Кривушу с Мойкой. Затем компания-подрядчик «Пилон» стала приводить в порядок отрезок левобережья от улицы Ломоносова до Банковского мостика, а следом стенку на противоположном берегу, где пару лет назад даже часть кладки рухнула в воду.
И вот мастера «Пилона» закончили работы на участке между Ново-Никольским и Харламовым мостами. Помимо капитальных каменных работ там навели благоустройство: вырубили старые деревья, вместо них высадили молодняк, попутно расширили проезжую часть... Но сегодня специалистов волнует, что внешний вид новодела сильно отличается от исторической гранитной кладки.
Как уже писал в нашей газете историк Виктор Коренцвит (заметка «Разорванные «кружева» в номере от 29 марта 2012 года), теперь своеобразный гранитный «переплет» набережной, через каждые 15 – 20 метров этот переплет прорезают швы – сверху вниз. По мнению господина Коренцвита, это не иначе как нарушение закона об объектах культурного наследия, который запрещает менять облик памятников истории и культуры. Он высказал версию, что причина – так называемые захватки, для удобства делящие фронт работ на участки. На границе этих захваток и образуется шов.
Как известно, любые работы на памятниках должен согласовывать, а затем выдавать разрешение орган охраны, в нашем случае КГИОП.
И вот вам голос КГИОП: «Объемно-пространственная композиция набережной (в том числе и рисунок) при устройстве технологического деформационного шва не нарушается, так как гранитное убранство (массивные гранитные блоки) укладывается в той же последовательности, на свои исторические места, с соблюдением порядовки», – высказывает позицию ведомства начальник управления по охране и использованию объектов культурного наследия Елена Ломакина.
По словам чиновницы, создание шва связано с усилением несущих конструкций, «применяются материалы более надежные, отвечающие современным требованиям, применение которых позволяет увеличивать несущую способность конструкций без изменения ее геометрии». Комитет считает, что предметы охраны не нарушаются.
«Конструктивно без устройства деформационных швов сохранение набережных с применением более надежных материалов невозможно», – считает Елена Ломакина.
Сегодня невозможно, а в XVIII веке без всех этих современных материалов и технологий почему-то можно было. И ведь простояли эти набережные без всяких швов два столетия!

Источник Санкт-Петербургские ведомости


Возврат к списку

Наверх