Вам улыбнется красавица-цыганка

Вам улыбнется красавица-цыганка 22.03.2013

Завершена реставрация Картинного зала Большого Петергофского дворца. Это удивительный, единственный в своем роде зал. Главное его отличие – «шпалерная» развеска картин, которая была популярна в XVIII столетии. При ней полотнами закрывается почти вся стена. Интерьеры, украшенные таким образом, есть и в других городских и пригородных петербургских дворцах. Но только в Картинном зале Большого петергофского дворца все картины выполнены в жанре портрета и принадлежат кисти одного художника.
Зал хранит облик, полученный им в 1764 году. Тогда по проекту Валлен-Деламота здесь появилось 368 живописных полотен итальянского художника Пьетро Ротари. В Россию он приехал по приглашению императрицы Елизаветы Петровны, прославился портретами мужчин и женщин в национальных костюмах. Моделями художнику часто служили простые люди, прислуга.
Для Картинного зала Ротари написал загадочных красавиц за различными занятиями. Обращает на себя внимание портрет девушки в цыганском костюме на восточной стене. Он написан таким образом, что в любом месте зала, где бы ни находился зритель, цыганка «водит» за ним пальцем и улыбается. Среди женских лиц можно заметить одно мужское. Это портрет молодого казака, прислуживавшего в доме Ротари, художник часто его писал.
В военное время портреты не пострадали, их успели вывезти в Новосибирск. В 1950-е годы после восстановления дворца они вернулись на свое место. «Шпалерная» развеска требует большой точности, иначе не установить общий для картин позолоченный багет. До начала работ сотрудники музея фотографировали, описывали картины, тщательно фиксировали их расположение, а также положение рам и багета.
Как сообщает пресс-служба ГМЗ «Петергоф», реставраторы удалили пыль и загрязнения со всех 368 портретов. Ста картинам потребовалось более основательное вмешательство: слой лака на их поверхности сделали тоньше, удалили тонировки.
В Картинном зале воссоздан паркет, в XVIII веке состоявший из четырех пород дерева. При послевоенной реставрации обошлись без мореного дуба. Восстановлены также и частично утраченные резьба и позолота.

Источник: Санкт-Петербургские ведомости


Возврат к списку

Наверх