Made in China. XVIII век. Первые посетители выставки — музейщики

Made in China. XVIII век. Первые посетители выставки — музейщики 24.10.2013

Музей-заповедник «Гатчина» удален от Петербурга больше, чем «Петергоф», «Павловск» или «Царское Село». Поэтому, чтобы привлечь посетителей, здесь избран особый формат временных выставок – открывают две одновременно.
Первые посетители выставки — музейщики.Камерная – один экспонат – выставка «С великим прадедом сравнись...» размещена на первом этаже Центрального корпуса Гатчинского дворца. Она представляет «Портрет Великого князя Павла Петровича в детстве».
В начале октября был день рождения Павла I. Но не только это обстоятельство сделало несчастного императора героем выставки. Музей-заповедник показывает один из лучших портретов юного Павла. Картина долго считалась работой Федора Рокотова. При реставрации полотно было расчищено, и обнаружилась подпись автора – основоположника школы русской академической живописи Антона Лосенко. В портрете много символичных деталей. Материал, сопровождающий картину, помогает их расшифровать.
В восьми отреставрированных два года назад залах Арсенального каре развернута выставка «Восток и Запад – взаимное влияние двух культур». Она демонстрирует уникальную коллекцию произведений дальневосточного искусства XVI – начала ХХ века: китайский и японский фарфор, расписные и перегородчатые эмали, резные кость, камень и дерево, художественные лаки и ткани. До 1941 года коллекция входила в убранство Китайской галереи Гатчинского дворца, интерьер которой после войны был полностью утрачен. Последние шесть лет коллекция размещалась в Приоратском дворце. Организаторов выставки радует, что сейчас, пусть и не полностью, она экспонируется в залах рядом с Китайской галереей. При наличии места можно было заполнить вдвое больше залов.
Проект межмузейный, кроме ГМЗ «Гатчина» в нем принимают участие «Петергоф», «Царское Село» и Елагиноостровский дворец. Вместе они знакомят публику со стилем «шинуазри» (китайщина), появившимся на Западе и получившим воплощение во дворцах Петербурга и его пригородов.
Первый зал – пролог. На стене карты путешествий Марко Поло и Васко да Гама. Под ними огромный сундук, в котором на грубой мешковине лежит большая с роскошным рисунком китайская ваза. На противоположной стене изображен Лаковый кабинет дворца «Монплезир» в Петергофе.
Один из первых в России интерьеров в стиле «шинуазри» получил свое название из-за настенных лаковых панно, расписанных китайскими сюжетами. Для оформления кабинета Петр I заказал через голландскую компанию более 500 предметов из фарфора.
В России в начале XVIII века фарфоровую посуду не использовали по прямому назначению. Она дорого стоила, ее показывали гостям выставленной в специальных шкафах. И в Лаковом кабинете «Монплезира» она была частью убранства интерьера, размещалась на специальных полочках. Тот же художественный прием был повторен в Китайской галерее Гатчинского дворца, большой снимок которой можно видеть на выставке. Созданная в середине XIX века галерея протяженностью 100 метров располагалась в бельэтаже Арсенального каре дворца. Она поражала современников неординарностью отделки и богатством коллекции.
Экспонаты из этой коллекции отличает разнообразие форм: вазы, декоративные блюда, тарелки, тазы, чаши, сосуды... Китайский фарфор делится на Курительница в форме лошади — один из подарков «Гатчине» коллекционеров Жуковых.группы в зависимости от способа декорирования: кобальтовый, полихромный, монохромный. Большое значение имела символика. Главными символами считались фантастические животные: дракон – символ императоров, птица феникс – олицетворение императрицы. Рыба символизировала успех в карьере и достаток, журавль – долголетие, лотос – чистоту...
Вторым государством, открывшим секрет фарфора, стала Япония. Изделия из Китая попали туда еще в VIII столетии и были популярны у японской аристократии. Свой фарфор в Стране восходящего солнца стали изготавливать в XVII веке. Характерная его черта – цветовая гамма: синий, кирпично-красный. В зале японского фарфора демонстрируются напольные вазы, каминные гарнитуры, блюда, декоративные тарелки...
Искусство украшения предметов эмалями пришло в страны Дальнего Востока из Европы, где оно зародилось в античные времена. На выставке представлены украшенные эмалями вазы, чашечки, курительницы в форме лошадей и с изображением драконов, кальян, чайники...
В состав экспозиции вошли и мемориальные вещи, принадлежавшие Григорию Орлову, Александру III, а также вазы, копировавшиеся по распоряжению императрицы Марии Федоровны. В одном из залов на видном месте украшенные резьбой бивни слона, привезенные Николаем Александровичем, будущим Николаем II, из путешествия на Восток. В витрине под стеклом книга в кожаном переплете с золотым обрезом «Путешествие на Восток императорского высочества государя наследника цесаревича 1890 – 1891 годы».
 

Источник СПб ведомости


Возврат к списку

Наверх