Блокадную подстанцию на набережной Фонтанки снесут после мартовских праздников

Блокадную подстанцию на набережной Фонтанки снесут после мартовских праздников 06.03.2014

Ценителям советского конструктивизма стоит поторопиться: они еще могут сделать парочку фотографий знаменитой блокадной подстанции на набережной реки Фонтанки — в скором времени на ее месте могут построить апарт-отель.
Здание подстанции было построено в стиле конструктивизма в 1920 е годы, а в годы Великой Отечественной войны это сооружение питало грузовые и пассажирские трамваи в Ленинграде. Тогда трамвайные пути соединяли все районы, поэтому в осажденном городе трамвай стал основным средством передвижения. После долгих месяцев бездействия зимой 1941–42 годов эта подстанция дала энергию в сеть и позволила 7 марта 1942 года вновь пустить грузовые трамваи, а с 15 апреля 1942 года возобновить регулярное движение. Так трамваи в блокадном Ленинграде стали символом возрождения, а сама подстанция, в сознании многих блокадников, была одним из символов стойкости и победы. Но, как удалось выяснить градозащитникам, подобные «сантименты» чужды инвесторам, они в ближайшее время намерены возвести на этом участке 6-этажный отель.
В Смольном здание подстанции не признали объектом культурного наследия. Участок и само здание приобрела «Группа ЛСР». Компания имеет право построить здесь апарт-отель, а «Горэлектротранс» вскоре планирует съехать. Председателя правления «Группы ЛСР» Александра Вахмистрова, судя по всему, не очень волнуют скромные изыски конструктивизма. От комментариев собственники отказались.
Действительно, на первый взгляд, подстанция не выглядит архитектурным шедевром, но таков конструктивизм довоенной эпохи, с его скромной, функциональной красотой. Подобные здания в соседней Финляндии берегут как зеницу ока, тщательно за ними ухаживают и охраняют от любого вмешательства. В результате схожие по формам объекты стали украшением пригородов Хельсинки, Котки и других городов.
Однако в случае с подстанцией на набережной Фонтанки важна не только архитектурная составляющая. Ленинградцы в годы блокады относились к трамваю не как к простому транспортному средству, а почти как к одушевленному существу, своему земляку: они жалели его, когда весь подвижной состав в январе 1941 года прекратил движение. И когда 15 апреля 1942 пассажирское трамвайное движение возобновилось, для измученных горожан это стало настоящим праздником. Пуск трамвая после блокадной зимы доказал врагу, что город жив и дух его не сломлен. Известна фраза плененного немецкого солдата: «Мы этот город не возьмем — они пустили трамвай».
«По расчищенному Невскому проспекту пошел первый вагон трамвая. Люди бросили работы, смотрели, как дети на игрушку, на бежавший по рельсам вагон, и вдруг раздались аплодисменты десятков тысяч. Это ленинградцы овацией встречали первый воскресший вагон. А вожатая вела вагон и стряхивала слезы, которые набегали на глаза. Но это были слезы радости, и она вела вагон, и плакала, и не скрывала этих слез», — писал об этом событии в «Ленинградских рассказах» Николай Тихонов.
На здании подстанции висела памятная табличка, которую «Горэлектротранс» незаметно снял «по техническим причинам». Однако протесты градозащитников вынудили табличку вернуть на прежнее место. «Существует определенный ритуал снятия мемориальных досок на время ремонта или реставрации зданий, ведь такие таблички охраняются законом. И тот, кто ее демонтировал, совершил уголовное преступление», – считает активист градозащитного движения Елена Малышева.
Защитники подстанции отступать не собираются, ведь памятников блокады в городе осталось считанные единицы. «Трамваи в блокадном Ленинграде стали символом возрождения, а их звон стал первым гимном Победы. Но чиновникам и застройщикам наплевать на историческое здание. Ради выгоды они готовы снести один из немногих сохранившихся блокадных памятников. Те, кто отстоял город, их дети и внуки, те, кто чтит память защитников города, те, для которых историческая память не пустой звук, считают, что здание должно стать музеем. На другом берегу Фонтанки – Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда. И блокадная подстанция должна стать филиалом этого легендарного музея», – заявляет Михаил Дружинский.
Здание блокадной подстанции выстроено по экспериментальному проекту, разработанному в 1920-е годы ленинградским архитектором Раисой Кохановой, напоминают общественники. Оно представляет собой редкий в центральных районах Петербурга образец производственного сооружения, выполненный в стиле конструктивизма. Как утверждают эксперты, подобные проекты создавались в то время под влиянием ленинских планов электрификации страны и поставленной задачи обеспечения рабочих новым видом транспорта, который предстояло развивать. Здание является историческим памятником советскому плану ГОЭЛРО и произведением архитектуры, уверены градозащитники.
Шанс спасти историческое здание активисты увидели в позиции петербургского управления Федеральной антимонопольной службы. По их сведениям, ФАС имеет серьезные претензии к инвестиционной политике предыдущей администрации Петербурга, и передачу электростанции коммерсантам могут признать незаконной.

Источник: безформата.ру

 

Снос блокадной подстанции на набережной Фонтанки, 3А начнется после 8 марта. Об этом сообщили в группе "Карповка" в соцсети "ВКонтакте".
"Компания получила ордер на ограждение стройплощадки. Окончание работ — конец 2015 года", — говорится в сообщении.
Напомним, ранее петербургские активисты обратились к губернатору Георгию Полтавченко и в правительство города с просьбой сохранить Блокадную подстанцию (ТП №11) и организовать в ней мемориал "Стена памяти".
До этого в соцсетях был распространен ответ вице-губернатора Василия Кичеджи на запрос о судьбе блокадной подстанции. Там говорилось, что здание тягловой подстанции №11 на набережной реки Фонтанки, 3А не является выявленным объектом культурного наследия и расположено вне границ территорий объектов культурного наследия.
На здании размещается мемориальная доска "Подвигу трамвайщиков блокадного Ленинграда. После суровой зимы 1941-1942 года эта тяговая подстанция дала энергию в сеть и обеспечила движение возрожденного трамвая".


Источник: Росбалт
 


Возврат к списку

Наверх