Сегодня состоится 2-я лекция из авторского цикла В.Г. Исаченко

Сегодня состоится 2-я лекция из авторского цикла В.Г. Исаченко 21.03.2014

21 марта 18.30 в Белом зале ЦГПБ им. В. В. Маяковского наб. Фонтанки, 46, 2-й этаж состоится 2-я лекция «1940 -1950 гг.» из авторского цикла В.Г. Исаченко «Архитектура Ленинграда. 1920-1980 гг.»

Война 1941-1945 гг. и блокада стали самыми страшными и трагическими страницами в истории Ленинграда, находившегося под угрозой полного уничтожения. Подготовка к обороне города началась с лета 1941 г. Непосредственное участие в ней приняли архитекторы. Их профессиональные знания и опыт оказались незаменимы при проектировании и строительстве бомбоубежищ, блиндажей, оборонных рубежей; при укрытии и маскировке жизненно важных объектов. В систематических работах по укрытию, обмеру, консервации уникальных архитектурных и скульптурных памятников принимали участие сотни архитекторов-ленинградцев. Среди них - Л.А.Ильин, Я.О.Рубанчик, Н.В.Баранов, А.В.Модзалевский, А.П.Удаленков, В.А.Каменский, А.Л.Ротач, М.З.Тарановская, В.И.Пилявский, А.К.Барутчев и многие другие.
Несмотря на все тяготы военного времени, творческая жизнь не замирала в городе на Неве. В дни блокады проходили художественные и архитектурные конкурсы, разрабатывались варианты восстановления и реконструкции разрушенных объектов.
В феврале 1942 года, по инициативе Н.В. Баранова, началось воссоздание архитектурных мастерских института «Ленпроект». За каждой из 8 мастерских, руководство которыми было поручено И. И. Фомину, Б.Р. Рубаненко, Б.М. Серебровскому, Е. И. Катонину, В.Д. Кирхоглани, Я.О. Рубанчику, А.К. Барутчеву, М.А. Шепилевскому, В.А. Каменскому, Н.В. Баранову и О.И. Гурьеву, был закреплен определенный район города. Таким образом, уже с марта 1942 года в блокированном городе началась работа над генеральным планом восстановления и развития Ленинграда. Именно проектными разработками блокадного периода был заложен теоретический и практический фундамент развернувшегося в Ленинграде с 1944 г. восстановительного строительства.
Значимость послевоенного периода определяется тем, что параллельно разворачивается два процесса, невольно влияющих друг на друга. Один – восстановление разрушенного войной исторического наследия. Другой – реконструкция незавершенных частей города с созданием новых ансамблей, продолжающих градостроительные традиции города и интерпретирующих выразительный язык его архитектуры. Именно поэтому город получил уместные приращения, усиливающие его целостность и художественное единство. Это уникальное явление в архитектурно-градостроительной практике XX века. Его можно назвать ренессансом градостроительной культуры Петербурга – Ленинграда.
На высочайшем научном уровне были проведены реставрационные работы в таких уникальных ансамблях, как Адмиралтейство, Эрмитаж, Зимний дворец, Исаакиевский собор, Петропавловский собор, Смольный, Таврический дворец, улица Зодчего Росси и площадь Островского, Публичная библиотека, Дворец пионеров и многие другие. Были решены уникальные задачи по восстановлению разрушенных пригородов – Петродворца, Пушкина, Павловска; воссозданию и реставрации их дворцово-парковых ансамблей.
Продолжение градостроительных традиций уникального, плоского города с ясной конфигурацией хорошо связанных друг с другом площадей и улиц опиралось на хороший «фундамент» genius loci. Он стал основой и первого генерального плана XX века, и всех последующих. Можно говорить о том, что XX век поддерживал геометрический консерватизм предшествующих эпох.
Что касается художественного языка архитектурных форм, то этот аспект продолжал оставаться дискуссионным.
Эволюция сложившегося в предвоенные годы монументального неоклассицизма в условиях обостряющейся идеологизации культуры в послевоенные годы приобретает особую остроту.
Апофеозом парадной архитектуры стала реконструкция Московского проспекта. Идея новой главной улицы Ленинграда продолжала оказывать сильное влияние на формирование ее ансамбля, призванного увековечить торжество победившей страны.
К ярким образцам парадной архитектуры Московского проспекта этого периода следует отнести девятиэтажный дом № 202 (архитекторы М.Е. Русаков и В.М. Фромзель), девятиэтажные дома № 191 и 193 (архитектор С.Б. Сперанский).
К наиболее интересным зданиям, удачно завершившим историцистскую архитектуру других пространственных коридоров, следует отнести ряд зданий на Каменоостровском проспекте (архитекторы О.И. Гурьев и В.М. Фронзель).
Ярким неоклассицистическим стилем отмечены здания, формирующие новую площадь перед Большеохтинским мостом и оформляющие въезд на Тульскую улицу. Их авторы – архитекторы И.А. Фомин и М.К. Бенуа.
К числу грандиозных общественных зданий, завершенных в 1950-х годах, следует отнести стадион им. С.М. Кирова, созданный по проекту архитекторов А.С. Никольского, К.И. Кашина и В.В. Степанова, при участии А.А. Заварзина.
К выдающимся объектам, образующим уникальную разновидность послевоенного ленинградского неоклассицизма или довоенного ар-деко, можно отнести станции метрополитена первой очереди.
Уже в начале 1950-х годов начал ощущаться кризис профессии. Унификация выразительных средств все более и более тормозила развитие архитектурных форм. Исторические черты, часто выступая в своем исходном значении, нередко создавали ощущение полной идентичности истории. Необходимое соотношение новизны и преемственности нарушалось приоритетом преемственности. Где же в это время была теория, которая могла бы помочь исправить эти деформации!
В условиях хрущевской оттепели 1950–1960-х годов и нового открытия внешнего мира кризис профессии был решен «сверху». Так была закончена героическая попытка сформировать полноценную современную архитектуру «включающего» типа. После этого мы стали повторять западный опыт умирающей архитектуры «исключающего» типа.
(При написании статьи использованы статьи Ю.Ю. Бахаревой и Ю.И. Курбатова).
 

Источник Центр петербурговедения ЦГПБ им. В. В. Маяковского


Возврат к списку

Наверх