Скульптурное наследие

Скульптурное наследие 31.03.2014

Петербургский климат и вандализм — два главных врага городских памятников. Эксперты на встрече в «БалтИнфо» обсудили проблемы сохранения главного наследия Петербурга и его пригородов. Копии скульптур вместо оригиналов, спонсорские деньги вместо бюджетных, отсканированные памятники в виртуальных музеях помимо реальных — такими были главные темы беседы.

На учете Государственного музея городской скульптуры Петербурга, по словам главного хранителя музея Веры Рытиковой, в настоящее время состоят 248 памятников, 783 мемориальной доски и 1,5 тыс. памятников некрополей. По словам специалиста, приоритетной задачей деятельности музея в последние годы стало сохранение памятников под открытым небом: их мониторинг, консервация и реставрация.
По ее словам, большим плюсом в работе стало создание специальной службы по уходу за памятниками, страдающими не только от окружающей среды, но и от жителей нашего города. Служба работает не только с последствиями вандализма, но и ведет текущую работу по уходу за памятниками. Много внимания уделяется бронзовым скульптурам. Существует проблема сохранения мраморной скульптуры. Так например, большинство памятников некрополей имеют возраст около 200 лет. И многие из них находятся в критическом состоянии, поскольку максимальный геологический возраст мрамора - всего 300 лет.
«Составляются различные методики защиты от биоразрушений, в работе используются современные материалы, работают лучшие специалисты. Можно использовать фотокатализаторы, которые применяются в других странах, когда под воздействием света происходит самоочищение поверхности, и сама по себе она меньше запыляется. У музея очень большой опыт реставрации. К юбилею города было отреставрировано множество памятников», - отметила Рытикова.
Важной в деле сохранения памятников является, как подчеркнула Вера Рытикова, работа по копированию мраморных скульптур и барельефов. Такая работа началась еще в 1970-х, но позже была прервана из-за отсутствия финансирования. В 2000-х работа по замене оригиналов на копии снова возобновилась. Но, в последнее время деньги на это не выделяются. Так, в этом году в рамках адресной программы за бюджетные средства будет отреставрировано всего три памятника - Лермонтову на Лермонтовском проспекте, памятник пионерам-героям в Таврическом саду и памятник Георгию Димитрову в сквере Димитрова. Кроме того, будут заменены 25 мемориальных досок.
«Раньше не было технологий, поэтому то, что делали в Летнем саду, теперь развалилось. Новые технологии - искусственный мрамор из мраморной пудры — появились только с 2000 года», - отметила начальник отдела декоративно-прикладного искусства комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Петербурга (КГИОП) Слава Симкина.
Зачастую, как отмечают эксперты, средства на реставрацию и копирование памятников выделяют спонсоры. Так, в прошлом году на деньги спонсора - «Газпрома» - в Александровском саду копировали статуи Геракла и Флоры. «Как раз ко дню города копии будут установлены на место оригиналов. Обсуждается также, где будут экспонироваться оригиналы скульптур», - сообщила Рытикова. Также на средства этого спонсора реставрировался Китайский дворец, Парфировые вазы с Адмиралтейского спуска, Ростральные колонны. «Но проблема в том, что спонсор - сам себе хозяин, что захочет, на то и дает деньги. Так, на средства «Газпрома» был отреставрирован Китайский дворец, Парфировые вазы с Адмиралтейского спуска, статуи Геракла и Флоры, Ростральные колонны. Но это непредсказуемые деньги», - сказала Симкина.
«Мы пока в виде частной инициативы делаем распятие для Собора святой Екатерины на Невском, Оно было полностью утрачено. Это будет наш подарок этой церкви. Планируем сделать это к 17 апреля, поскольку католическая и православная Пасха в этом году совпадают. Копию мы оставим у себя, чтобы можно было посмотреть вблизи», - отметил свой спонсорский вклад в наследие Петербурга учредитель творческой архитектурной мастерской ООО «Коринф» Игорь Бурдинский.
Тем не менее, как рассказала Слава Симкина, на копии заменили уже множество оригиналов. Так, поменяли почти всю скульптуру в Нижнем парке Ораниенбаума, скульптуры Петергофа. «Иначе нам скульптуру в нашем городе не сохранить. Но мы сейчас вышли на высокий уровень. Вспоминаю, как лет десять назад в Эфесе посмотрела на ужасные гипсовые копии. Под Римом также рушится все, но меняется на ужасные гипсовые копии», - посетовала эксперт.
«Копии намного качественнее, чем в Европе. Но и оригиналы не должны пылиться, - сказал депутат ЗакСа Петербурга Константин Смирнов. - Они должны виртуально оцифровываться. Мне было бы интересно посмотреть виртуальный музей. Как и книгу электронную. Может это стоит обсудить в будущем?»
Учредитель творческой архитектурной мастерской ООО «Коринф» Игорь Бурдинский, в свою очередь, предложил музейщикам выставлять экспонаты в реставрационных мастерских. «У нас экспозиционный зал 15 метров, готовы принять скульптуры», - сказал он, обращаясь к представителю музея городской скульптуры.
Директор мастерской «Коринф» Георгий Глотов-Давыдов предложил сделать мастерские неким интерактивным музейным пространством. «Хочется, чтобы в мастерских было как можно больше людей, не имеющих к этому прямого отношения. Люди привыкли видеть все уже готовым, не мыслят этот процесс изнутри. Планируем сделать подобие открытых мастерских, чтобы люди со стороны могли посмотреть и увидеть, как это происходит с технической точки зрения. Когда такие вещи ближе к зрителю, это любопытно, другой эффект», - сказал он.
 

Источник Фонтанка.ру


Возврат к списку

Наверх