70 лет исполнилось со дня создания в Озерках городской станции юннатов

70 лет исполнилось со дня создания  в Озерках городской станции юннатов 03.04.2014

70 лет исполнилось со дня создания на улице Кольцова в Озерках, близ Поклонной горы, городской станции юннатов. Произошло это 1 апреля 1944 года, вскоре после полного освобождения Ленинграда от блокады.
До войны тут располагался агробиологический участок Ленинградского городского института усовершенствования учителей, а в годы блокады обширная территория была изрезана линиями окопов и траншей, перепахана воронками от бомб и снарядов. Из прежних построек к весне 1944 года оставались лишь полуразрушенная оранжерея, небольшая лаборатория, домик-сторожка и метеостанция.
Первым директором юннатской станции стал биолог Виктор Голицынский, собравший вокруг себя группу увлеченных педагогов. Уже с апреля 1944 года тут начали работать первые юннатские кружки. Весной победного 1945-го сделали первые посадки в плодовом саду, и потом ежегодно сад расширялся за счет новых кустов и деревьев. В том же году заложили аллею сирени и дендрологический парк.
На пионерские и комсомольские воскресники сюда, на станцию юннатов, приезжали ребята из разных школ со всего города. Когда вскоре после войны в Ленинграде организовали сбор семян древесно-кустарниковых пород под названием «Ленинград – Сталинграду», на станции юннатов в Озерках создали «Мичуринскую копилку», куда школьники всего города сдавали собранные семена.
На протяжении многих лет на юннатской станции проводились опытническая работа, биологические экскурсии для школьников, выращивались рекордные урожаи капусты, картофеля, томатов, выводились новые сорта, действовали кружки зоологии и садоводства. С 1994 года станция стала агроэкологическим центром «Петербургская усадьба», а с 2007-го – детским эколого-биологическим центром под тем же названием.
– Через юннатскую станцию прошло несколько поколений, – говорит Ольга Кувшинова – бывший директор «Петербургской усадьбы», занимавшая эту должность с 1991-го по 2008 год. – Работа на земле трудная, но в то же время очень благотворная: земля как будто забирает весь негатив... Мы вживую показывали детям, выросшим в городе, что и как растет на земле. Было очень много направлений по работе с детьми, и потом многие ребята пошли по этому направлению.
Выпускники центра с благодарностью вспоминают атмосферу дружбы, поддержки и безграничного терпения, которое проявляли педагоги.
– Мало загореться идеей стать биологом, нужно поддерживать и направлять этот интерес, – говорят недавние выпускники «усадьбы» Анастасия Афанасьева и Дмитрий Воробьев, ставшие студентами Аграрного университета в Пушкине. – «Усадьба» была для нас отличным трамплином для прыжка во взрослую научную жизнь. Наши учителя блестяще справились со своей задачей.
Полезной была юннатская станция и для взрослых.
– В 1990-х годах мы устроили курс «земледельческого ликбеза» для тех, кому хозяйство на шести сотках было серьезным подспорьем в то непростое время, – рассказывает ученый-агроном Маргарита Сальникова. – А еще много лет у нас работали кружки «Садовники и садовята», где дети занимались вместе с родителями. Чтобы ребенок не скучал летом на даче, мы учили его работать на земле. «Усадьба» стала родным домом и для клуба детей блокадного Ленинграда «Выборгская сторона». Они собирались тут раз в месяц, а в памятные даты проводили встречи с юными воспитанниками.
Сотрудники «усадьбы» устроили также экспозицию «Русский северный огород в историческом пространстве», на которой можно было наглядно увидеть, что выращивали в наших краях в древнее время, в допетровской и петровской Руси, XIX и ХХ веках. Конечно же, была там и «блокадная гряда». А финалом были современные шесть соток, какими их хотят видеть нынешние горожане: им уже не надо выращивать по-настоящему овощи, картофель, они хотят отдыхать среди красивого сада...
С 2001 по 2004 год «усадьба» проводила городской конкурс «Цветущая школа – цветущий город», в котором участвовало более полусотни образовательных учреждений. В результате, как отмечает Ольга Кувшинова, привели в порядок пришкольные территории и внутренний интерьер школ – участниц конкурса. Несколько лет в «усадьбе» обучались агроэкономические классы. Импульсом к этому послужил детский международный российско-американский проект «От редиски к богатству».
– В рамках «усадьбы» школьники активно занимались актуальными экологическими проблемами, – отмечает гидробиолог Ирина Петрова. – У нас была очень большая серьезная команда, и под руководством наших педагогов ребята проводили экологические рейды, акции, конкурсы, исследовательские работы. Далеко ходить не надо – рядом Суздальские озера, «Сосновка», Муринский ручей, Графский пруд в Коломягах...
В 2008 году городской комитет по образованию произвел реорганизацию: в целях «оптимизации» центр «Петербургская усадьба» как отдельная единица прекратил свое существование и был присоединен к садово-архитектурному колледжу № 113. Процесс был очень болезненным, многие сотрудники центра, работавшие здесь долгие годы, ушли.
По словам бывших сотрудников «усадьбы», если раньше это было полностью учреждение дополнительного образования, то теперь осталось только отделение дополнительного образования. Та широкая работа с детьми, что велась раньше, теперь идет в гораздо меньших размерах. К сожалению, нет исторического огорода, нет и многих детских кружков, которые там работали прежде. И это притом что в городе очень мало кто занимается агробиологическим образованием школьников.
Впрочем, не все так печально. Сохраняется музей юннатской станции, продолжают работать кружки дендрологии, зоологии, энтомологии. Открыто направление «Уютная усадьба».
 

Источник СПб ведомости


Возврат к списку

Наверх