С оглядкой на Петра

С оглядкой на Петра 12.05.2014

На территории яхт-клуба Петербурга, что на берегу Финского залива, по соседству со строительной площадкой «Лахта-центра» сооружают точную копию 54-пушечного линейного корабля петровского времени «Полтава». Работа в самом разгаре. С 1 мая здесь начался экскурсионный сезон: посмотреть процесс строительства корабля не менее интересно, чем готовое судно.
Наше знакомство с будущим кораблем происходило под непрерывное оглушительное визжание бензопил. Это при Петре работали главным образом топорами. Теперь, хотя корабль и будет «как тогда», строить совсем по старинке уже невозможно. А вот лес – такой же, как и при Петре.
– Дерево к нам везут из Брянской, Саратовской областей, Краснодарского края, – рассказала Лидия Гуменюк, работающая в научно-исследовательской группе проекта. – Очень трудно было найти корабельный лес – двухсотлетние дубы высотой от 6 до 12 метров. Еще одна сложность в том, что на месте не делают диагностику дерева, и мы узнаем о том, подходит оно для строительства корабля или нет, уже на строительной площадке. Тем не менее стараемся, чтобы не было никаких остатков: из «отходов» изготавливаем скамейки, указатели и прочие затеи для посетителей верфи.
В петровское время на такой корабль уходило около четырех тысяч деревьев, а работали около трехсот человек – в пять раз больше, нежели сегодня. Но тогда строили одновременно сразу несколько кораблей и все технологии были отработаны.
– У нас собрана команда – более шестидесяти плотников и других специалистов, – говорит Лидия Гуменюк. – Большинство с опытом работы в деревянном судостроении, немало тех, кто строил петровский «Штандарт». Многие ребята увлекаются парусным спортом, реставрацией старых судов. Есть мастера с опытом реставрации деревянного зодчества. Большая часть – с высшим образованием, за их плечами Кораблестроительный институт.
Для постройки новой-старой «Полтавы» создали специальное конструкторское бюро. Почти год ушел на то, чтобы понять, возможно ли вообще осуществление такого проекта: есть ли чертежи, есть ли мастера, можно ли найти соответствующее дерево? Привлекли историков Военно-морского флота, судомоделистов, проводили исследования в музеях и архивах.
Несмотря на кропотливые поиски, чертежи петровской «Полтавы» найти не удалось. Однако в Библиотеке Академии наук обнаружили папку Федосея Скляева – одного из лучших корабельных мастеров времен Петра Великого, участвовавшего в создании и «Полтавы». В папке оказались чертежи некоторых частей корабля, которые по всем измерениям подходили только к «Полтаве». На основании описи частей корабля из Российского государственного архива Военно-морского флота и различных аналогий наших и английских кораблей и был разработан чертеж «Полтавы»...
Ангар, где идет сборка судна, высотой с пятиэтажный дом. Тут собирается только корпус корабля. Установка мачт и такелаж будут проходить на воде. Сейчас уже построен киль и установлено полтора десятка шпангоутов. Строить корабль начали полгода назад. Планируется, что за три года он будет готов.
«Полтава» станет центром музейного комплекса, который разместится тут же, на территории яхт-клуба, и будет рассказывать об истории Военно-морского флота России. Почему решили воссоздать именно «Полтаву», а не какой-либо другой корабль? Его оригинал, названный в честь решающего сражения Северной войны, был первым крупным военным кораблем, спущенным на воду в петербургском Адмиралтействе, а в постройке принимал участие сам Петр I.
– «Полтава» строится как настоящий корабль, – отмечает наш гид, – но, к сожалению, мы не можем отправить его в плавание, поскольку в нашей стране нет реестра морского судоходства для исторических судов. Так что, если ничего в этом отношении не изменится, «Полтава» будет стоять в доке на воде в центре музейного комплекса. Зимой док будет осушаться. Петровская «Полтава» прослужила двадцать лет, наша должна – гораздо больше.
Внутри воспроизведут корабль петровского времени. Пока идет сборка судна, для него по чертежам XVIII века, найденным в Артиллерийском музее, уже отливают пушки. Чтобы максимально точно воспроизвести модель внутреннего устройства корабля, используют данные подводной археологии. К примеру, можно будет увидеть, как выглядела каюта капитана или как жили матросы. Оказывается, в очень суровых условиях – в тесноте. Ведь численность матросов «Полтавы» достигала около трехсот человек.
Экскурсии по стройплощадке «Полтавы» будут заканчиваться в мастерских. Там можно будет увидеть изготовление огромных парусов для корабля, витье канатов и работу резчиков над украшениями линейного корабля, попробовать научиться вязать узлы и подшивать паруса.
– Занимаясь «Полтавой», мы поняли, что Петровская эпоха не настолько исследованный материал, как могло бы показаться, – отметила Лидия Гуменюк. – На самом деле очень многие сюжеты той эпохи не изучены. Так что здесь огромное поле для исследователей – как теоретиков, так и практиков. Мы будем привлекать к нашей работе молодых ученых.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
 

Источник СПб ведомости


Возврат к списку

Наверх