Эрмитаж покажет придворные костюмы

Эрмитаж покажет придворные костюмы 17.05.2014

17 мая Государственный Эрмитаж приглашает всех, интересующихся придворным бытом и историей на две смежные выставки. Первая носит название «При Дворе российских императоров. Костюм XVIII – начала XX века в собрании Эрмитажа» и будет проходить в Николаевском зале, Аванзале, Гербовом и Концертном залах, а также в Восточной галерее Зимнего дворца. Вторая выставка будет называться «Высочайшего Двора служители. Ливрейный костюм конца XIX – начала XX века в собрании Эрмитажа» и разместится в Ротонде и Арапском зале.
По вполне понятным причинам подобная тематика в советское время не могла стать основой для более-менее глубокого исследовательского труда. Между тем, только эрмитажная коллекция ливрейного костюма представляет собой настоящее богатство: она насчитывает более шестисот костюмов конца 19-го — начала 20-го веков. Около восьмидесяти предметов помимо специальной печати Министерства императорского двора имеет специальные надписи, сообщающие имена тех, кому предназначался тот или иной костюм.
Воскресное, вояжное, парадное, траурное платье для дворцовых служителей, причем каждый комплект состоял из нескольких элементов (парадный костюм придворного арапа состоял из шестнадцати предметов, повседневное одеяние ламповщика — восемь): словом, перед зрителями откроется целая летопись дворцовой жизни.

«Высочайшего двора служители». Ливрейный костюм конца XIX – начала XX века в собрании Государственного Эрмитажа
Арапский зал и Ротонда Зимнего дворца

16 мая 2014 года в Арапском зале и Ротонде Зимнего дворца открылась выставка «“Высочайшего двора служители”. Ливрейный костюм конца XIX – начала XX века в собрании Государственного Эрмитажа», которая впервые представит около 250 предметов костюма и аксессуаров из уникального эрмитажного комплекса ливрейного платья Русского двора конца XIX – начала XX века.
Со времен Екатерины Великой на протяжении полутора столетий за Российским императорским двором прочно утвердилась слава одного из самых блестящих в Европе. Свой весомый вклад в этот образ внесли ливрейные служители.
Штат служителей при Русском дворе имел ярко выраженную тенденцию к росту в XVIII – 1-й половине XIX в. И только начиная с царствования Александра II число служителей неуклонно сокращалось, что было связано как с общим реформаторским курсом правительства и финансовыми возможностями казны, так и с техническим прогрессом.
Вплоть до середины XIX века штат обслуживающего Двор персонала пополнялся из лиц «придворнослужительского сословия», которое появилось благодаря императрице Екатерине II и имело особые права и преимущества, главным из которых было освобождение от личных податей и повинностей, в том числе рекрутской. Александр III повелел принимать людей на службу при Дворе по вольному найму, окончательно привилегии придворных служителей и их детей отменил Николай II.
Начиная с 16-летнего возраста, поступить на службу при Дворе мог, в принципе, каждый подданный Российской империи христианского вероисповедания, чья благонадежность была удостоверена дворцовой полицией. Традиционно абсолютное большинство придворных служителей были мужчины. Предпочтение при приеме на службу отдавалось детям придворнослужителей и лицам, прошедшим службу в гвардейских или армейских частях. «Женские» должности имелись в штате комнатной прислуги императриц, при дворцовом телеграфе, телефоне, в придворном прачечном заведении, в дворцовых кухнях. Некоторые должности, такие, как, например, метрдотель или «араб Высочайшего двора», могли занимать подданные иностранных государств, для которых были утверждены специальные правила приема на службу. Главной обязанностью служителей Двора следует считать обязанность наилучшим образом обеспечивать бытовые запросы императорской семьи и её высокопоставленных гостей и бережно относиться к дворцовому имуществу.
Все придворнослужители были обязаны носить форменное платье. Термин «ливрея» происходит от французского livreé и переводится как «выдаваемая государством и дворянством одежда для свиты». Придворная ливрея в европейском значении появилась в России при Петре I, окончательно сложилась в правление Екатерины II. Уже после ее смерти, в 1796 году были подтверждены основные цвета ливреи (зеленый, красный, золотой) и установлено описание одежды для основных придворных служителей. Полномасштабная реформа военных, гражданских мундиров и ливрейного костюма была проведена при императоре Александре II. Тщательно разработанная ливрейная одежда была утверждена в 1857 году и не претерпела существенных изменений вплоть до 1917 года.
Для служителей было предусмотрено несколько видов формы: повседневная, воскресная, парадная, траурная, выходная (то есть уличная одежда, для выхода за пределы резиденции), вояжная и рабочая.
Начиная со времени правления Александра III, исключительное право на изготовление ливреи для служителей Двора имела фирма «И.П. Лидваль», из мастерских которой ливрейные костюмы поступали на хранение в Ливрейную кладовую Зимнего дворца, занимавшую значительные по площади помещения в резиденции. В конце XIX - начале XX века в кладовой хранилось более 20 000 предметов одежды, обуви и аксессуаров.
Ливрейная кладовая была разграблена во время Октябрьского государственного переворота 1917 года и позже превратилась в Склад ливрейного платья, из которого одежду и аксессуары передавали в образовательные учреждения, клубы, народные театры. До 1934 года Склад находился в ведении Историко-Бытового Отдела (ИБО) при Русском Музее, затем ливрейные костюмы были перемещены в Музей Революции, потом в Музей этнографии народов СССР. Лишь в 1941 году (фактически же в 1946) ливрея в числе прочих экспонатов поступила во вновь созданный Отдел истории русской культуры Государственного Эрмитажа.
Важнейшей составляющей выставки является ее «личностное» начало. Благодаря нескольким сохранившимся сопроводительным запискам и обнаруженным на ливрейных костюмах надписям сегодня стали известны имена многих их владельцев.
Помимо экспонатов из собрания Эрмитажа, на выставке представлены уникальные документы и фотографии из Российского государственного исторического архива, Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга и ряда личных архивов потомков придворных служителей из Санкт-Петербурга и Ставрополя.

При Дворе российских императоров. Костюм XVIII - начала XX века в собрании Эрмитажа
Николаевский зал, Аванзал, Восточная галерея Зимнего дворца, Гербовый и Концертный залы

16 мая 2014 года в самых больших парадных залах Зимнего дворца открылась масштабная выставка «При Дворе российских императоров. Костюм XVIII-начала XX века в собрании Эрмитажа» – срез жизни высших слоев общества, где нашли отражение многие государственные, исторические и культурные события Европы, где наиболее ярко проявились характеры и своеобразие отдельных личностей, где сочетались западноевропейские и восточные влияния, и при этом всегда сохранялся национальный колорит.
Настоящая выставка воссоздает образ Русского императорского двора через произведения искусства и предметы быта. Живопись, графика, мебель, дворцовое серебро, иконы и предметы религиозного культа, ордена, церемониальное оружие, документы помогают почувствовать ритм главной императорской резиденции, где проходила как личная жизнь российских монархов, так и официальные торжества, приемы, парады и балы. Посвященные государственным и церковным праздникам, важным событиям в жизни императорской семьи, эти церемонии символизировали величие Российской империи и поддерживали ее международный престиж.
Впечатление блеска и пышности российского Двора, так часто поражавшего современников, во многом достигалось благодаря богатым и изысканным нарядам монархов и придворных. Вот почему основой экспозиции являются одежда и аксессуары, принадлежавшие членам императорской фамилии и представителям российской аристократии.
Предлагаемые вниманию специалистов и широкой публики костюмы сосредоточили в себе интернациональные и национальные элементы, отразив, как в зеркале, ориентацию вкусов русского общества то на Германию, то на Францию или Англию. На выставке представлены костюмы церемониальные и повседневные, комплекты для визитов и для верховой езды, костюмы детские и маскарадные, утренние и прогулочные, платья вечерние и бальные. Мундиры различных родов войск демонстрируют особую моду – военную. аждый монарх по своему усмотрению вводил в военную форму изменения, касающиеся кроя и элементов декора, так что российских императоров можно смело называть «военными модельерами».
В контексте выставки нашли отражение такие темы, как любимые занятия и развлечения русской аристократии: театр, музыка, игры (шарады, шахматы, карты), «царская охота». Особенно интересны экспонаты с богатой мемориальной историей – вещи из обихода представителей царствующей династии и семейные реликвии вельмож, близко стоявших к трону. Лучшие образцы из больших костюмных комплексов – гардеробов императора Петра I и императрицы Марии Федоровны, супруги Александра III, «мундирные» платья императрицы Екатерины II и маскарадные костюмы знаменитых «исторических балов» в Зимнем, Михайловском и Юсуповском дворцах демонстрируют не только высшие проявления модных тенденций своего времени, но и социальные заказы, обусловленные личными вкусами венценосных особ и их ближайшего окружения.
Выставка призвана отразить богатство духовной, художественной и общественной жизни русского придворного общества, смену вкусов, стилей, моды и привычек на протяжении XVIII – начала XX века.
 

Источник Фонтанка.ру; Эрмитаж


Возврат к списку

Наверх