8 (812) 246-64-30, petroinf@cgpb.ru
С мостов стряхнули пыль

Белые ночи, Нева, мосты... Кажется, эта чарующая картина всегда была неизменной визитной карточкой нашего города. Однако на самом деле она никогда не была постоянной. Как она менялась, можно проследить на выставке о петербургских мостах, открывшейся в Архивном комитете на Таврической улице.
Танки испытывают на прочность мост Александра Невского, 1966 г. Многих, без сомнения, привлекут всевозможные мелочи быта, в изобилии рассыпанные в архивных документах и фотографиях. Именно такие детали придают колорит эпохе. Нельзя не согласиться с куратором выставки Анастасией Коноховой: по истории мостов можно проследить летопись не только Петербурга, но и всей России. Кстати, специально для этой выставки рассекретили некоторые документы из бывшего партийного архива, например, об охране мостов от вражеских бомбардировок во время блокады Ленинграда...
Как известно, долгое время мосты через Неву были наплавными. Городские власти все время гневались, что такие мосты очень дороги: нужно постоянно ремонтировать. И вот перед нами отчет инженера Кербедза, строителя первого постоянного моста через Неву – Благовещенского. По его словам, не надо винить строителей наплавных мостов: виновата сама конструкция наплавных мостов, она не подходит для петербургских условий. Главными причинами повреждений плавучих мостов Кербедз называл ледоход, невыгодную местность, сильные морские ветры и бури, а также «плачевное состояние нашего судостроения».
Вообще у питерских мостов было немало проблем. К примеру, Общество покровителей животных сетовало: деревянный Дворцовый мост очень крутой, и животные страдают, когда тащат тяжелую конку. Другой архивный документ сообщает, что серьезной проблемой была поливка мостов. Губернатор жаловался городскому голове, что на мостах «значительная пыль». И вообще поливать ведрами вручную – это вчерашний день...
С появлением трамвая возникла новая проблема: требовалось расширять и укреплять мосты через реки и каналы. Можно сказать, что именно из-за трамвая многие мосты лишились своего старинного облика. К примеру, по причине развития транспорта только два моста через Фонтанку сохранили свои каменные башенки. Однако требование развития города было тогда превыше соображений красоты, мнение ревнителей прошлого в расчет не очень принимали...
Новая советская эпоха предъявила к мостам идеологические требования. В памятник революции чуть было не превратился недостроенный из-за Первой мировой войны Дворцовый мост, переименованный в Республиканский. Кстати, Троицкий стал после революции мостом Равенства, а Сампсониевский – Свободы.
К 15-й годовщине Октября Республиканский мост задумали оформить в революционном стиле. На пьедесталах из розового гранита решили установить семиметровые чугунные статуи рабочего и крестьянина, красногвардейца и матроса, устремившихся на штурм Зимнего. А двумя годами раньше мост Лейтенанта Шмидта лишился часовни. Причем это было сделано усилиями... защитников города. Общество «Старый Петербург – Новый Ленинград» ходатайствовало о том, чтобы установить вместо часовни памятник лейтенанту Шмидту. А гранит из разобранной часовни использовали, как следует из архивного документа, при ремонте набережной Фонтанки.
Любопытна представленная на выставке записка второго секретаря обкома партии Алексея Кузнецова (того, которого в 1950 году расстреляли по Ленинградскому делу) главе партийной организации Андрею Жданову, датированная летом 1939 года. Кузнецов не смог вовремя перебраться с одного берега Невы на другой и возмущался графиком разводки мостов. «Оказывается, указание, данное вами еще в прошлом году о недопустимости одновременного разведения мостов в центральной части города через Неву, не выполняется... Положение явно недопустимое ни с оборонной точки зрения, ни с точки зрения пожарной охраны и вообще ничем не оправдываемое».
Тем же годом датирована коллективная записка Жданову о состоянии мостового хозяйства. «Положение на мостах с каждым годом не улучшается, а ухудшается...». Кто виноват? «Вредители и их пособники, пробравшиеся в руководство Ленинградского совета и его управление, по-своему «оценили» значение мостов для Ленинграда и приложили к этому делу свою грязную лапу»...
А вот любопытная деталь из жизни блокадного Ленинграда. Считается, что клодтовские кони с Аничкова моста были сняты вскоре после начала блокады и закопаны в саду у Аничкова дворца. Архивный документ свидетельствует, что все было несколько иначе: скульптуры действительно сняли (произошло это в декабре 1941 года), но закопать смогли только одну, поскольку земля уже промерзла и стала каменной. Три оставшиеся группы были бережно опущены в глубокие ямы только в мае 1942 года...
А вот фотографии танков на мосту вовсе не относятся к военному времени. Многие горожане помнят, что именно этими тяжелыми броневыми машинами испытывали прочность новых мостов. «В качестве испытательной нагрузки использовались танки Т-54», – говорится в отчете об испытании моста Александра Невского.
И, наконец, любопытен представленный на выставке видеоряд. Кто с ходу перечислит, в каких фильмах фигурируют петербургские мосты? Кто-то вспомнит «Удивительные приключения итальянцев в России», а кто-то – «Брата», персонаж которого хмуро шагает по питерским мостам... И, конечно же, «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»: там Большеохтинский мост сыграл роль одного из мостов через Темзу.
Фото из ЦГАНТД Санкт-Петербурга
Источник СПб ведомости