В Фонтанном доме покажут портреты Анны Ахматовой и ее современников

В Фонтанном доме покажут портреты Анны Ахматовой и ее современников 10.06.2014

10 июня в Большом зале Фонтанного дома начинает работу выставка «Настоящий XX век: портреты современников Анны Ахматовой». Это событие приурочено сразу к двум юбилейным датам: 125-летию Анны Ахматовой и 25-летию самого музея.
На выставке представлены более ста графических и живописных портретов современников Анны Ахматовой из собрания Музея. Многие работы экспонируются впервые. Герои выставки – люди искусства, культуры, науки. Некоторые имена сегодня знамениты, другие полузабыты. То же можно сказать и о художниках-авторах портретов: есть среди них те, кто широко известен: Натан Альтман, Лев Бакст, Валентин Серов, Константин Сомов, Николай Тырса. Но есть и те, чьи имена знакомы лишь узкому кругу специалистов и любителей: Наталья Гумилева-Симоновская, Сергей Зарудный, Петр Нерадовский, Мария Шретер.
Хронологически экспозиция охватывает весь ХХ век: самая ранняя из представленных работ – «Портрет Дмитрия Философова» Валентина Серова датируется 1899 годом, а самая поздняя сделана почти через столетие: «Портрет Лидии Гинзбург» Арона Зинштейна выполнен в1989-м.
В одном из своих центральных произведений, «Поэме без Героя», Ахматова говорит о кануне 1914 года, с которого для неё начался «не календарный, настоящий двадцатый век». «Поэма» стала зеркальным отражением судьбы столетия, где множатся портреты тех, кто был его свидетелем. Отсюда переход в «Поэме» от лирического «я» до хорового трагического «мы» – «загремим мы безмолвным хором». Не этот ли «безмолвный хор» гремит, когда портреты разных людей эпохи, знаменитых и забытых, объединены одной выставкой.
Анна Ахматова глубоко понимала природу портретного жанра, таинство которого кроется не столько в объекте изображения, сколько, в его художественной интерпретации. Поэтому портрет, более чем любое другое произведение искусства, можно сравнить с зеркалом, в котором, совмещаясь, отражаются и лицо художника, и его модель. От этого портрет – всегда мистичен, заколдован для Ахматовой.
В экспозиции новаторские, кубистические портреты работы Николая Кульбина легко уживаются с подчеркнуто традиционными литографиями Георгия Верейского. Одинаково выразительны силуэты работы Елизаветы Кругликовой 1910-х-1920-х, превращающие образы моделей художника в собственные тени, и сдержанные, лаконичные листы Герты Неменовой 1960-х годов. Карикатуры и шаржи Натана Альтмана, Николая Радлова, Сергея Судейкина – словно остроумные, ироничные, изящные реплики, брошенные кем-то из посетителей кабаре «Бродячая собака» – символизируют артистичный характер эпохи Серебряного века, олицетворяют бурную атмосферу времени литературных дебютов и нешуточных споров о пути развития искусства начала ХХ века.
Петербургский театральный художник Эмиль Капелюш превращает выставочный зал в загадочный лабиринт времени и пространства, предлагая зрителю выстроить свой собственный путь по «настоящему ХХ веку».
Выставка открыта до 17 августа.
 

Источник Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме; Фонтанка.ру


Возврат к списку

Наверх