В 2014 году Нарвские триумфальные ворота отмечают свой 200-летний юбилей

В 2014 году Нарвские триумфальные ворота отмечают свой 200-летний юбилей 15.11.2014

Два столетия назад триумфальным шествием через первые, еще деревянные, ворота, возведенные по проекту Джакомо Кваренги, было отмечено возвращение русской гвардии из покоренного Парижа. В этом году музей Нарвских ворот стал участником Петербургской биеннале современного музейного искусства, в рамках которого полностью обновил свой дизайн. Невские новости узнали насколько успешным оказался новый опыт для одного из самых значимых памятников города.
Уходящий 2014 год стал для Нарвских триумфальных ворот во всех смыслах юбилейным — ведь 180 лет назад были торжественно открыты нынешние, каменные с медными обшивками, ворота, построенные архитектором Василием Стасовым. Простояв XVIII столетие относительно спокойно, начиная с конца XIX века, ворота переживали непростые годы: в 1905 здесь разыгрался один из эпизодов Кровавого воскресенья, в 1917 в воротах сгорел архив Городкой думы, который разместился там в начале века. Во время Великой отечественной войны Нарвские ворота сильно пострадали.

Ворота находились недалеко от переднего края обороны, когда немецкая армия подступила к городу. Во время блокады триумфальные ворота стали настоящим символом стойкости города и его защитников. Две тысячи пробоин, полученных во время войны закончили реставрировать к 1952 году. В 1987 году в арке открылся уникальный музей, а с 2003 года, после масштабной реконструкции, здесь проходят постоянные выставки.
Учитывая столь памятный год, музей открыл выставку «Триумфу русской императорской гвардии посвящается», благодаря которой можно узнать историю самих ворот и личностей, стоящих за их прославленной историей. На экспозиции представлены графические и скульптурные работы, медальоны и гравюры с изображением сражений, оловянные миниатюры, копии знамен и прочее. Однако, начиная с 14 ноября, в рамках биеннале современного музейного искусства, выставка полностью обновила свой дизайн, представив посетителям совершенно новое решение пространства и света.
«У нас полностью заменилось оборудование и появились новые витрины, созданные специально для нас. Мы ведь очень сложный музей – это 75 ступенек вверх, потом вытянутый узкий зал – всего 80 кв.м. У нас нет помещений для хранения, наша лестница не позволяет пронести габаритные предметы. Ребята, которые с нами работали, специально сконструировали витрины таким образом, чтобы они были внесены и собраны на месте», – рассказала Наталия Яблонская, начальник отдела «Нарвские триумфальные ворота» Государственного музея городской скульптуры.
Над новым проектом дизайна экспозиции работал руководитель архитектурного бюро KONTORA Дмитрий Барьюдин. С его слов, новый проект помещения музея был навеян его габаритами и бывшим статусом реликвария. На выставке представлены два одинаковых фанерных модуля сложной формы, похожие на букву М. Если установить модули зеркально друг к другу, они складываются в своеобразный ящик. Кроме того модули могут менять свою конфигурацию.
«Архитектор Стасов задумывал Нарвские триумфальные ворота как реликварий. Наша задача была простой — мы задумали снова сделать там реликварий, чтобы он потихоньку заполнялся. Во время выставки модули стоят неподвижно, но мы представили музею Нарвских ворот по меньшей мере шесть сценариев по которым эти модули могут существовать. Но на самом деле этих сценариев, не шесть, а намного больше, – рассказал НЕВСКИМ НОВОСЯТМ автор проекта Дмитрий Барьюдин. – Эта задумка появилась сразу, как мы оказались внутри арки, потому что когда директор музея рассказала нам о реликварии, мы моментально поняли – вот оно. Как и все хорошие идеи, мысль возникла очень быстро».
Из новых задумок музея Нарвских триумфальных ворот – выставка, посвященная истории Арок Победы, приуроченная к 70-литию снятия блокады Ленинграда и грядущему юбилею победы в Великой отечественной войне.
«Так как мы по факту являемся Аркой Победы, мы подумали, что должны рассказать историю Арок Победы, начиная с истории, связанной с архитектором Николькисм, который в подвалах Эрмитажа, рисовал эскизы Арок Победы, предназначенные для встречи победителей в войне, в самые страшные голодные годы блокады. И заканчивая историями тех арок, которые были в конце концов созданы, как были организованы встречи воинов. И, конечно, расскажем о новой арке, которая будет возведена в Красносельском районе Санкт-Петербурга», – рассказала Наталия Яблонская.
По мнению Наталии Яблонской, новая строящаяся Арка Победы в Красном селе не станет конкурентом для Нарвской триумфальной арки по причине разного предназначения памятников:
«Наша арка – это памятник, который возник на злобу дня. А нынешняя арка – это все-таки память благодарных потомков. Это разные идеи. Да и функционал у этих ворот будет разный. Архитекторы Нарвских ворот специально продумывали проект, где в верхних частях ворот располагался бы выставочный зал, а в пилонах должны были собираться ветераны войны. Идея «музея внутри» была заложена в проект изначально, а Арка Победы в Красном селе будет просто данью памяти».
Представители музея надеются, что новая выставка, посвященная Аркам Победы откроется уже в конце января этого года
 

Источник Невские новости


Возврат к списку

Наверх