В БДТ после реставрации кардинально обновился музей

В БДТ после реставрации кардинально обновился музей 31.01.2015

В прошлом году незамеченным осталось событие, важное не только для БДТ, но и для театрального Петербурга в целом: в стенах этого театра возник совершенно новый музей, пишет газета «Вечерний Петербург».

Музей был в Большом драматическом почти всегда — этот театр вообще отличался серьезным отношением к своей истории. Экспозиция открылась в 1924 году, когда театру исполнилось всего 5 лет.

Но прежняя экспозиция, которую публика видела до закрытия театра на реставрацию в 2010 году, была совсем иной, хоть и располагалась в том же пространстве, что и нынешняя - на уровне первого яруса, в двух залах, соединенных крошечным помещением. Прежний музей производил впечатление случайности и архаичности, история БДТ была представлена с советских позиций. Театр имени Товстоногова возникал как оплот психологического и «реалистического» искусства, а формалистических, эстетских, авангардных поисков 1920 — 1930-х годов его сцена словно и не ведала.

Главный автор экспозиции, искусствовед, преподаватель Российской академии художеств и Санкт-Петербургской академии театрального искусства Надежда Хмелева рассказала корреспонденту газеты, что новая концепция музея родилась в 2012 году.

«В 2012 году мы с художником Михаилом Бархиным придумали новую концепцию, исходя из особенностей притеатрального музея, — рассказала Надежда Петровна. — У посетителя такого музея совсем мало времени: ведь залы открыты только перед спектаклем и в антракте. А значит, история театра должна быть представлена осязаемо, образно, так, чтобы это цепляло зрителя. И мы решили структурировать экспонаты по спектаклям — наиболее ярким, этапным».

В первом зале представлен период от открытия театра спектаклем «Дон Карлос» (1919) до спектакля «На дне» (1944). В постановках БДТ того времени, как правило, доминировал художник. И теперь эскизы Бенуа, Добужинского, Петрова-Водкина, Кустодиева, Акимова, Самохвалова, Тышлера, Рындина, ранее хранившиеся в папках в закрытом доступе, сегодня открыты для публики.

В противовес первому залу, демонстрирующему разнообразие направлений и имен, это пространство объединено личностью Георгия Товстоногова, возглавлявшего БДТ 33 года, с 1956 до 1989.

Третий зал располагается между двумя основными залами. Этот рубежный смысл словно объединяет представленные здесь экспонаты. Они относятся к закулисной жизни театра, и сведения, которые тут можно почерпнуть, как раз и интересны тем, что выходят за рамки спектакля. Фото солдат, которые отправляются на фронт прямо из партера БДТ. Программка военного времени, на которой кто-то сделал пометку карандашом — о возвращении в Ленинград в 1943 году.

Отдельная стенка посвящена периоду после Товстоногова и современной жизни БДТ: здесь можно увидеть Кирилла Лаврова, Темура Чхеидзе, Андрея Могучего, а таже фото спектаклей, в разные годы вызвавших резонанс: «Аркадия» Эльмо Нюганена, «Федра» Григория Дитятковского, «Алиса» Могучего.

Казалось бы, театр и музей — две вещи несовместные. Но в культурном пространстве города появился уникальный театральный музей — со своей концепцией, своим сюжетом, не говоря уж об отдельных артефактах, пишет газета.

Подробнее читайте в номере 15(25284) от 30 января 2015.«Вечернего Петербурга».
 

Источник БалтИнфо


Возврат к списку

Наверх