14 вееров пополнили коллекцию музея-заповедника «Царское Село»

14 вееров пополнили коллекцию музея-заповедника «Царское Село» 02.02.2015

14 вееров западноевропейской и русской работы середины XVIII – начала XX века пополнили коллекцию музея-заповедника «Царское Село». Как рассказали «Конкретно.ру» в пресс-службе ГМЗ, музей приобрел их на собственные средства у частных коллекционеров в Париже и Петербурге. Все приобретенные произведения веерного искусства – высокохудожественные образцы, ранее не представленные в царскосельском собрании.

– Для нас наиболее ценны семь предметов XVIII столетия. Среди них веер с пергаментным экраном с изображением евангельской сцены, пластины из слоновой кости украшены ажурной резьбой, гравировкой и позолотой. Его выполнили голландские мастера около 1760 года, – говорит хранитель музейной коллекции «Быт» Елена Калугина.

Так, два складных веера с остовами из слоновой кости, декорированными тончайшей сквозной и рельефной резьбой и цветными лаками в стиле шинуазри, изготовлены в Великобритании в 1750–1760-е годы. Бумажный экран одного из них украшен росписью гуашью с изображением античного сюжета «Жемчужина Клеопатры»; на оборотной стороне веера – козлы, птицы и ветка сливы. На экране другого веера на лицевой стороне представлена Диана в окружении четырех нимф; на оборотной стороне – цветочная роспись в китайском стиле.

Веер «Встреча в парке в сентябре» (Западная Европа, около 1760) имеет остов, украшенный искусной резьбой с изображением амуров на балюстраде среди корзинок с фруктами, а бумажный экран представляет галантную сцену на фоне пейзажа.

Особую ценность имеют три веера с китайскими мотивами западноевропейской работы 1760–1770-х годов, чрезвычайно популярные в России в связи с увлечением китайщиной. Эти веера отличаются особой красочностью, сочетанием различных материалов. Их остовы выполнены из кости и дерева, декорированы ажурной и рельефной резьбой, цветной фольгой и золочением, пластинами перламутра и черепахи. Среди приобретенных предметов также китайский веер, выполненный в мастерских Кантона около 1870 года, на котором представлено китайское общество на террасе.

На экранах некоторых вееров имеются подписи художников и даты изготовления, среди них веер (1879), расписанный Иваном Всеволожским – директором Императорских петербургских и московских театров, с карикатурным изображением великосветского костюмированного бала.

Большинство вееров хорошо сохранились. Они будут представлены на выставке «Возвращение веера» в Зубовском флигеле Екатерининского дворца.

В царскосельском собрании вееров – более ста предметов. Среди них изделия западноевропейской, восточной и русской работы, произведения веерного искусства XVIII века из исторической коллекции, экспонаты XIX – первой половины XX века, собранные на протяжении последних лет: приобретенные в антикварных магазинах и у частных коллекционеров, а также подаренные музею.
 

Источник Конкретно.ру


Возврат к списку

Наверх