В Музее городского электрического транспорта открывается выставка, посвященная 120-летию ледового трамвая

В Музее городского электрического транспорта открывается выставка, посвященная 120-летию ледового трамвая 03.02.2015

Первые вагоны с пассажирами  появились на льду Невы зимой 1894 года, и ходили они по  четырем маршрутам

В Музее городского электрического транспорта воссоздали историю ледового трамвая, сообщает пресс-служба Горэлектротранса. Ровно 120 лет назад - в феврале 1895 года - в Петербурге заработала необычная сезонная переправа. По скованной льдом Неве побежали первые в городе пассажирские вагоны на электрической тяге. В честь знаменательной даты сотрудники Музея городского электрического транспорта подготовили специальную выставку, которая начнет работу с 3 февраля. Ее посетителям представят уникальные экспонаты – чертежи, рисунки и макеты, которые будут открыты для всеобщего обозрения впервые.

Первые вагоны с пассажирами появились на льду Невы зимой 1894 года, и ходили они по четырем маршрутам. Сначала это напоминало аттракцион «американские горки»: вагоны двигались по наклонно уложенным рельсам, разгоняясь под действием силы тяжести. Горожан перевозили с Сенатской площади на Васильевский остров и обратно. Но уже в следующую зиму миниатюрные открытые вагоны, рассчитанные на 20 пассажиров, заменил настоящий трамвай – на электрической тяге или, как его еще стали называть, «ледовый трамвай».

«Ледовые» вагоны не сохранились, зато уцелели уникальные исторические чертежи. Они представлены на выставке в Музее городского электротранспорта: технические рисунки вагонов, схемы маршрутов и контактной сети. Шпалы и рельсы были уложены прямо на льду, вагоны получали питание от контактного провода, натянутого на деревянные столбы, вмороженные в лед. Переправой по льду Невы пользовались до 900 тысяч пассажиров за сезон. Перевозки открывали после официального разрешения речной полиции, замерявшей толщину и прочность льда. Первая линия такого трамвая проходила от Зимнего дворца до Мытнинской набережной, затем появился маршрут от Сенатской площади до Румянцевского сквера, впоследствии к ним прибавились ещё два: от Суворовской площади до Сампсониевского проспекта и от Суворовской площади до домика Петра I.

В Музее городского электротранспорта представлены также исторические фотографии и подлинные цветные открытки начала XX века, на которых изображен «ледовый трамвай». Этот вид транспорта сразу полюбился горожанам. Проезд стоил всего две копейки, а переправа работала даже ночью.

Ядро музейной экспозиции – макет ледового трамвая, позволяющий составить полное представление о проекте «Товарищества для эксплуатации электричества М.М. Подобедова и Ко». Ледовый трамвай ходил вплоть до зимы 1910/11 года – уже наряду со своим «сухопутным» собратом. С пуском обычного трамвая в Петербурге в 1907 году рентабельность электрических переправ на льду Невы стала снижаться, и они со временем прекратили свое существование.
 

Источник Конкретно.ру


Возврат к списку

Наверх