Новый мультимедийный урок в Президентской библиотеке: историческая правда против литературного вымысла

Новый мультимедийный урок в Президентской библиотеке: историческая правда против литературного вымысла 07.02.2015

В Год литературы Президентская библиотека добавила к своим просветительским и обучающим проектам новый мультимедийный урок «Факт и образ российской истории в произведениях русских писателей». Он покажет детям, как великие классики русской литературы своим писательским гением затмевали голос самой истории и меняли в представлении народа образы правителей, исторических персонажей, и даже формировали мнение о событиях. На первом занятии в электронных читальных залах Президентской библиотеки побывал корреспондент НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ.

– «Блока сюда давай, Блока! И Горького на эту же страницу!» – «Горького зачем?» – «Ну как, он тоже в это время писал!». На мультимедийном уроке в Президентской библиотеке восьмиклассники решают задачи, за которые им никто не поставит оценки, но справиться с которыми – дело чести. Оказывается, на предшествующей экскурсии по залам библиотеки стоило быть повнимательнее и прислушаться к словам лектора – в них были подсказки и разгадки.

В начале урока группу школьников проводят по выставке, на которой собраны самые интересные примеры того, как, сами того не зная, русские литераторы меняли взгляд будущих поколений на историю страны. Многим из них потомки верили больше, чем историческим документам. Исполняющий обязанности начальника образовательных программ Алексей Воронович привел НЕВСКИМ НОВОСТЯМ один из таких примеров.

«Скажем, Борис Годунов с легкой руки Пушкина стал цареубийцей и тираном, хотя был одним из очень приличных правителей страны. С точки зрения историков причина гибели царевича Дмитрия неизвестна, но гипотеза его возможного убийства Годуновым подана в литературе как факт, и в итоге закрепилась в умах». Специалисты института истории СПбГУ при подготовке лекций для мультимедийного урока «Факт и образ российской истории в произведениях русских писателей» нашли противоречия в литературных образах и других государственных деятелей – Александра I, Екатерины Великой, Петра I, Ивана Грозного.

Так, основатель Санкт-Петербурга и первый император России представлен в русской литературе в самых разных вариациях – от благодетеля и отца нации до тирана, деспота и первого большевика. Такая эволюция реального персонажа в литературе обусловлена конкретными историческими событиями и личным взглядом писателя, уверены историки, а значит, должна восприниматься критически. По словам составителей урока, критическое отношение к информации в сегодняшнем мире – как раз то, чему они хотят научить детей.

«Самая главная идея, на мой взгляд, это то, что детям говорят о том, как важно критически смотреть на все – литературу, историю, кинематограф, – говорит НЕВСКИМ НОВОСТЯМ Наталья Колчавская, преподаватель литературы Мгинской школы. – Говорят, что политические события или личная оценка могут влиять на искусство. Дети очень доверчивы и на веру воспринимают все, что читают или слышат. Все, что родители говорят, они принимают за безусловную истину, все становится их основной идеей. Телевизор тоже влияет очень сильно. Они ведь еще не сформировавшиеся личности, даже 11-й класс, и очень подвержены влиянию».

Мультимедийный урок длится всего час – вряд ли достаточно, чтобы развить критическое мышление. На экскурсии дети скучают, как скучали дети во все времена, описанные в литературе и истории – такая уж особенность детского восприятия. После лекции в выставочных залах школьники переходят в электронные читальные залы, где должны составить презентацию, вытащив из своих умов все знания. Но оказывается, знаний там еще недостаточно для выполнения некоторых заданий. Например, тяжело определить, кто из списка писателей и исторических персонажей подходит для твоей темы «Россия в XX веке».

«Некоторые ребята удивляются – как так, у меня же вроде «4» по литературе, – говорит НЕВСКИМ НОВОСТЯМ Алексей Воронович . – Для многих это повод потом прийти домой, проверить, кого он там в презентацию поставил, может пролистать если и не книгу, то хоть список произведений этого автора. Ну и к учителям вопросы могут возникнуть».

Мультимедийные уроки «Факт и образ российской истории в произведениях русских писателей» будут периодически проходить в Президентской библиотеке до конца апреля. Записаться на бесплатное занятие могут школьники любой петербургской школы.
 

Источник Невские новости


Возврат к списку

Наверх