Финбану — 145 лет

Финбану — 145 лет 13.02.2015

145 лет назад, 13 февраля 1870 года, в Петербурге открылся Финляндский вокзал, а также участок железнодорожного пути от Петербурга до Выборга. Через несколько месяцев, к началу сентября 1870 года, железная дорога связала две столицы — российскую и финскую. Первый поезд на Гельсингфорс отправился с Финляндского вокзала 11 сентября.

Построить дорогу, которая связала бы две столицы, планировали еще со второй половины 50‑х годов XIX века, но дальше изысканий дело не двигалось. В 1863 году выборгские купцы предложили проект прокладки путей, но и этот замысел остался нереализованным. Только в 1868 году, благодаря стараниям генерал-губернатора Финляндии Николая Адлерберга, дело сдвинулось с мертвой точки. Финский сейм решил строить такую дорогу, найдя средства для проекта за счет использования винных пошлин, а также внутреннего займа (6 миллионов финских марок). Александр II, узнав о проекте финской стороны, с удовольствием его одобрил.

Общая смета дороги составила 7,5 миллионов рублей. Дорогу планировали проложить длиной 413 верст, из которых только 8 % шло по территории России, а остальная часть находилась на территории Великого княжества Финляндского. От Выборгской стороны Петербурга она шла в Риихимяки, а путь от Риихимяки до Хельсинки длиною 66 верст к 1868 году уже существовал.

Разработкой проекта занимались в основном финские инженеры, рядовые рабочие набирались также из финнов. Дорогу построили очень быстро, всего за 2,5 года. Интересно, что на стадии проекта пришлось решать принципиальный вопрос о ширине колеи. Некоторые настаивали на европейской 1435 см, а другие — на российской, составлявшей 1524 см. Второй вариант оказался более приемлемым, так как позволял обходиться без сложностей при пересечении границы.

Открытие дороги сопровождалось шумихой в прессе. Газеты рассказывали о комфортных составах, в которых «система для входов в вагоны и для распределения в них мест — американская, т. е. входы устроены не с боков, а с концов вагонов».

Билеты в то время были не очень-то дешевы. Проезд одной версты в вагоне первого класса стоил 3 копейки, то есть до Выборга самый дорогой билет стоил 3,60 рубля. Третьим классом можно было поехать в три раза дешевле, за 1 рубль 20 копеек. Если сравнивать с нынешними ценами, то можно вспомнить, что средняя зарплата в 1870 году составляла 30 рублей в месяц. Сегодня до Выборга на электричке можно доехать за 300 рублей, а билеты на поезд «Аллегро» до Хельсинки стоят от 5 и 11 тысяч рублей.

Администрация Финляндской железной дороги состояла исключительно из финнов и находилась в Хельсинки.

Первое здание Финляндского вокзала возвели по проекту Петра Купинского. От здания сохранился фрагмент, который можно увидеть со стороны Финского переулка. Во время блокады Ленинграда Финляндский вокзал являлся единственным действующим в городе. Правда, само здание вокзала в результате бомбежек было практически полностью разрушено. 7 февраля 1943 года после прорыва блокады сюда пришел первый поезд с продовольствием.

В 1955–1960‑х годах по проекту П. А. Ашастина, Н. В. Баранова и Я. Н. Лукина построили новое здание вокзала высотою 8 метров. Новый центральный корпус открылся в июне 1960 года. Над зданием вокзала установлена башня высотой 16 метров, завершающаяся 30‑метровым шпилем из нержавеющей стали. Центральную часть здания занимает Главный зал площадью около 1 000 квадратных метров.
 

Источник http://novostispb.ru/


Возврат к списку

Наверх