Канал, которого нет

Канал, которого нет 02.04.2015

«Охрана культурного наследия против градостроительного развития. Пример территории Введенского канала» – так остро полемически было названо сообщение Галины Шолоховой, опытнейшего ландшафтного архитектора, на недавней градостроительной конференции A city.

Дополнительный интерес к данной теме вызван сносом одного из исторических корпусов Обуховской больницы в ходе ее реконструкции в январе 2015 года. Этот корпус, хотя и был спрятан за невысоким историческим забором (также частично разрушенным), но был хорошо виден с улицы Введенского Канала. После вмешательства градозащитников начались судебные процессы.

Для молодых читателей сообщим, что странное название улицы связано с тем, что она появилась на месте засыпанного в начале 1970-х годов Введенского канала, соединявшего Фонтанку и Обводный канал. Старожилы этих мест еще помнят три красивых истинно петербургских моста через канал и тихие набережные с тополями.

Галина Шолохова рассказала о том, что в начале 1960-х годов рассматривались несколько вариантов развития территории вдоль канала. Выбрали самый простой и самый неудачный: засыпали и залили асфальтом. Получилась шумная и одновременно безлюдная улица с длинными заборами.

Шолохова предлагает избавиться от малоценной застройки по «берегам канала». Что касается зданий комплекса Обуховской больницы, то, на ее взгляд, ценными являются только два классицистических здания, одно расположено на берегу Фонтанки, другое – архитектора П. Плавова – находится на углу Загородного проспекта и улицы Введенского Канала.

Архитектор специально исследовала историю зданий больницы и пришла к выводу: остальные корпуса, в том числе недавно снесенный, многократно перестраивались под больничные нужды и ценности не представляют. Так же как и два дома под одним номером 4 по улице Введенского Канала

А что взамен? Шолохова предлагает создать бульвар с сохранением автомобильного движения. Ширина улицы это позволяет. Образцом могут служить линии Васильевского острова, прежде бывшие каналами.

Должна быть избавлена от заправок, фастфудов и прочей дикорастущей застройки территория вдоль железной дороги. Необходимо привести в порядок заброшенное здание, входившее в комплекс казарм Семеновского и Егерского полков.

Наконец, следует подумать о пробивке пешеходного тоннеля с велодорожкой под железной дорогой, который соединил бы Клинский проспект и улицу Марата.

Наша газета предложила Александру Кононову, заместителю председателя Петербургского отделения ВООПИиК, прокомментировать идеи Галины Шолоховой.

Кононов считает, что исторические здания на улице Введенского Канала нуждаются в ремонте, но это не повод требовать их сноса. На территории, особенно на свободных от застройки участках, необходимо комплексное благоустройство.

Основная часть зданий, расположенных на улице Введенского Канала, являются объектами культурного наследия разного уровня. Прежде всего, это здания Обуховской больницы, в том числе тот корпус, который был разрушен.

КГИОП согласовал историко-культурную экспертизу по шести корпусам на предмет их включения в реестр памятников регионального значения к тем трем, которые входят в реестр с 2001 года.

На днях рабочая группа Совета по культурному наследию также одобрила экспертизу. В ближайшее время КГИОП сделает их памятниками. Снесенный корпус должен быть восстановлен.

К наследию относятся здания Электрической станции, старый корпус Военно-медицинского музея, казармы Семеновского и Егерского полков (дома 5, 9, 11), а также место, где находилась Мирониевская церковь.

Два небольших дома под номером 4, в недавнем прошлом там располагались военные прачечные, безусловно, исторические, они построены в XIX веке. И должны быть сохранены.

Несколько лет назад одна девелоперская компания подготовила проект строительства бизнес-центра на том же земельном участке под номером 4. Бизнес-центр задуман в глубине участка, на снос исторических построек рука архитекторов не поднялась.

Действительно, в аварийном состоянии находится одно из зданий казарм, расположенное на углу Рузовской улицы. Его нужно спасать, иначе неизбежно появление очередного бизнес-центра вроде соседнего «Фарватера» и утрата исторической городской ткани в этой части территории бывшего Введенского канала.

Идеальным решением, на взгляд градозащитника, было бы восстановление Введенского канала. Тогда пространство, где сейчас машины безжалостно выдавили почти всех пешеходов, могла бы стать истинно петербургским пейзажем с водой, набережными, гуляющими людьми. И только в последнюю очередь автомобилями. Канал мог бы стать частью водного туристического маршрута по рекам и каналам, по той части исторического Петербурга, где сошлись все стили, от классицизма и эклектики до модерна и сталинского ампира.

Лев Березкин
ФОТО предоставлено Галиной ШОЛОХОВОЙ

http://www.spbvedomosti.ru/news/gorod/kanal_kotorogo_net/
 

Источник СПб ведомости. 02.04.2015


Возврат к списку

Наверх