«Потерянная магистраль. Российские железные дороги 2003 – 2013»

«Потерянная магистраль. Российские железные дороги 2003 – 2013» 06.04.2015

5 апреля 2015 года в Петербурге состоялось открытие выставки «Потерянная магистраль. Российские железные дороги 2003 – 2013» – своеобразный неутешительный итог деятельности ОАО «РЖД» по сохранению (читай – уничтожению) исторических зданий депо, вокзалов, водонапорных башен за более, чем десять лет существования корпорации. Выставка увидела свет благодаря усилиям экспертов московского градозащитного объединения «Архнадзор» и за полтора года своего существования побывала уже в Москве, Уфе, Челябинске и Екатеринбурге. В Петербурге выставка проводится совместно с Петербургским отделением ВООПИиК.

К несчастью, вместо демонстрации имеющихся уникальных зданий выдающихся русских архитекторов выставка стала своего рода мартирологом исторически ценным постройкам – вокзалам, павильонам, казармам, домам для семей железнодорожников. В экспозиции представлены более полусотни объектов со всей России, от Архангельска до Иркутска, и после описания истории объекта идёт грустный итог: «сгорело», «снесено», «реконструировано», «изменено до неузнаваемости».

Печальнее всего то, что в основном утрачиваются уникальные малые железнодорожные вокзалы, служебные и технические здания, которые известны гораздо меньше, чем крупные вокзалы в больших городах. В то же время деревянный вокзал-терем на станции Сухона, оказывается, создан рукой прославленного мастера эпохи модерна Л. Кекушева по заказу не менее знаменитого С. Мамонтова, великолепный проект вокзала для скромной платформы Сергиево под Петербургом принадлежит придворному зодчему Н.Л. Бенуа, а небольшие послевоенные вокзалы Рижского направления проектировал известный советский архитектор М. Минкус. Но, в отличие от «центральных» вокзалов, эти здания известны разве что местным жителям.

Больше всего поражает их бессмысленность сноса этих объектов: на месте старых вокзалов теперь зачастую пустыри. Так произошло, например, с вокзалом в Войсковицах Ленинградской области, на котором бывал и упоминал в своих дневниках Николай Второй, так погиб последний дачный вокзал России – павильон платформы Ильинское под Москвой.

Проекты даже типовых железнодорожных построек конца XIX — начала XX вв. создавались лучшими российскими архитекторами и инженерами. Железная дорога была делом государственной важности в царской России, стратегическим объектом – в Советском Союзе. Однако сегодня этим достоянием всей страны и каждого ее гражданина распоряжается одна-единственна компания с единственной конечной целью – извлечением прибыли.

По счастью, не все объекты утеряны безвозвратно, многие вокзалы после реставрации или даже простого ремонта могут снова принимать пассажиров. В последние годы были закрыты, но ещё не снесены несколько малых вокзалов, которые, впрочем, без использования или хотя бы надлежащей консервации начнут неминуемо разрушаться и вскоре также будут утрачены.

Великому Ле Корбюзье принадлежит фраза: «История страны записана на трассах и в архитектуре». Мы рискуем остаться без истории. А значит, потерять свою главную магистраль.

Сегодняшняя выставка — это не только обвинение, но и приглашение к диалогу между РЖД, государством и обществом. Именно поэтому в нее вошли и положительные примеры как из практики самих РЖД, так и европейских стран, которые демонстрируют: цивилизованное решение проблемы есть, этим надо просто заниматься

В рамках открытия выставки будет проводиться экскурсия с рассказом об объектах, а также демонстрироваться документальная лента об истории железнодорожного транспорта «Живые паровозы».

Кураторы:

Юрий Егоров (Архнадзор, Мск) – em518t@gmail.com +8 903 574 6926

Елена Минчёнок (ВООПИиК, СПб) – e.minchenok@gmail.com +7 911 915 6598


Открытие: Кафе «Атриум»

Невский пр., 71 (ТК «Невский атриум»), 5 этаж

http://www.voopik.spb.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1186:-l-2003-2013r&catid=17


 

Источник Всероссийское Общество Охраны Памятников Истории и Культуры Санкт-Петербургское городское отделение


Возврат к списку

Наверх