Орел над черепицей

Орел над черепицей 11.09.2015

Орел над черепицей

В начале реставрации орел еще возвышался над кровлей музея.

Уже несколько месяцев крыша Суворовского музея на Кирочной улице закрыта лесами. Как рассказал директор музея Владимир Гронский, в результате реставрации она вернет свой утраченный исторический облик и снова, как и прежде, засияет на солнце зеленой черепицей...

Напомним, музей был построен в 1901 – 1904 годах по «высочайшему соизволению» императора Николая II. Строили буквально всем миром, на пожертвования. Ко времени открытия музея сумма добровольных взносов составила 298 тысяч рублей. Еще

90 тысяч рублей выделило военное министерство. Торжественное открытие музея состоялось в день 175-летней годовщины со дня рождения полководца, 13 ноября (по старому стилю) 1904 года.

Автор здания архитектор Александр фон Гоген задумал и спроектировал шатровую кровлю, покрытую зеленой глазурованной черепицей. Ее поставил петербургский торговый дом «С. М. Линднер», предлагавший строительные и отделочные материалы зарубежного производства. Кровлю для музея заказали в Германии...

Волею судьбы первоначальный музей просуществовал недолго: весной 1918 года его вместе с имуществом Академии Генерального штаба эвакуировали в Екатеринбург. Вскоре суворовские реликвии оказались в руках Белой армии и вместе с академией попали на остров Русский. В 1923 году экспонаты прибыли в Петроград, но на прежнее место не вернулись: там в 1925 году разместился аэромузей Осоавиахима... Потом в бывшем музее Суворова устроили клуб Военно-транспортной академии.

Во время блокады, в 1943 году, здание музея серьезно пострадало от немецкой фугасной бомбы: она разорвалась у основания центральной башни. Взрыв уничтожил левую круглую башню, ударная волна сорвала и разметала черепичную кровлю... Осколки бомбы впились в мозаику на фасаде.

Несколько лет после войны израненное здание стояло бесхозным. В мае 1950 года приближалось 150-летие со дня кончины Суворова, и в 1949-м правительство приняло решение восстановить здание и вернуть в него музей. К тому времени оно имело печальный вид: крыша была практически полностью сорвана, над проломами повисали огромные глыбы кирпичной кладки... В 1950 – 1951 годах здание восстановили, но без черепицы: крышу покрыли железом. Теперь, спустя шесть с половиной десятилетий, реставраторы восстанавливают историческую справедливость.

– В прошлом году были отреставрированы мозаичные картины на фасадах музея – «Отъезд Суворова в итальянский поход», «Переход Суворова через Альпы», а также княжеский герб Суворова под шатром центральной башни. Теперь пришел черед вернуть оригинальный облик и крыше, – рассказал Владимир Гронский.

Поиск шел по всем направлениям: специалисты работали с архивными материалами музея, разыскивали фотографии, проекты, любые изображения крыши. К счастью, образцы исторической черепицы чудом сохранились на чердаке музея. Они были предоставлены в распоряжение КГИОП и фирмы «Паллада», которая и приступила к изготовлению новой черепицы – по образцу старой.

Как пояснила замдиректора фирмы по реставрации Светлана Баруткина, все уцелевшие образцы черепицы оказались разных оттенков зеленого цвета. А поскольку не сохранилось ни одной цветной фотографии, запечатлевшей исторический облик кровли (все снимки – черно-белые), то установить точный цвет крыши не было никакой возможности. Для решения этой задачи была собрана специальная комиссия из представителей музея, КГИОП и специалистов производства, которая решила изготовить черепицу нескольких оттенков. И «перемешать» ее на крыше.

– Сначала мы сделали пробную партию черепицы и выложили фрагмент на части кровли. Членам комиссии было представлено около 150 вариантов оттенков зеленого цвета. После окончательного выбора десяти цветовых вариантов работа продолжилась дальше. Всего мы изготовили более 30 тыс. черепиц. Поверх глазури художники ручным способом наносили текстуру, так что на кровле нет двух одинаковых черепиц, все они немножко отличаются друг от друга, но тем не менее похожи, – рассказала Баруткина.

В результате же удалось не только восстановить внешний вид утраченной черепицы Суворовского музея, но и сделать ее гораздо более прочной, нежели прежняя. Историческую керамику заменили на фарфор, более подходящий для наших климатических условий. Провели испытания на прочность, водопоглощение и морозоустойчивость. Кстати, в Соборной мечети еще в 1990-х годах майоликовую облицовку купола и минаретов тоже заменили на облицовку из фарфора.

Оригинальную стропильную систему крыши Музея Суворова реставраторы восстанавливают по сохранившимся чертежам архитектора фон Гогена. К декабрю все работы по реставрации должны быть завершены.

КСТАТИ
Для реставрации, которая производится по заказу КГИОП, сняли и фигуру державного орла, венчающего главную башню. Этот орел – копия первоначального, сбитого в 1920-х годах. К столетию открытия музея, отмечавшемуся в 2004 году, орла воссоздали по старинным изображениям. Его вес 380 кг, высота четыре с половиной метра, размах крыльев – два с половиной. Одиннадцать лет назад орла позолотили гальваническим способом. Теперь он будет покрыт сусальным золотом и до конца года вернется на свое историческое место.

Сергей Глезеров
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА


http://spbvedomosti.ru/news/gorod/orel_nad_nbsp_cherepitsey_/
 

Источник СПб ведомости


Возврат к списку

Наверх