Ворота не будут плакать

Ворота не будут плакать 14.10.2015

 Жаль, что рассмотреть вблизи это незаурядное произведение монументального искусства первой трети ХIХ века почти невозможно. Автобусы и автомобили проезжают мимо Египетских ворот на скорости, не позволяющей пассажирам оценить их необычный декор.

А вот раньше проезд был под аркой Египетских ворот. На старых фотографиях это видно. Так пожелал заказчик сооружения император Николай I. Историческую планировку площади изменили в конце 1970-х, чтобы справиться с возросшим потоком транспорта. Произошло это после крупного ДТП, когда грузовик врезался в одну из башен, памятник получил серьезные повреждения. Теперь транспорт огибает Египетские ворота с двух сторон.

В истории появления памятника сошлись вкусы заказчика, стилевые особенности искусства того времени и высокий уровень производительных сил, о чем свидетельствует качество чугунного литья, выполненного на Александровском чугунолитейном заводе. Ворота выполняли не только декоративную функцию парадного въезда в Царское Село, но и служили по прямому назначению в качестве заставы. В караулках располагался гарнизон, специальные люди проверяли подорожные. Трехэтажные караульные помещения обогревались изразцовыми печами, стены в них обиты войлоком, оштукатурены. Даже окна и двери в зависимости от сезона менялись на дубовые зимние или остекленные летние.

Египетские ворота проектировал Адам Менелас, который много строил в Царском Селе. Венценосный заказчик пожелал, чтобы на «чугунной одежде» сооружения были изображения иероглифов. Менелас пригласил в помощники художника Ивана Иванова. Тот сделал рисунки рельефов, использовав в качестве образца альбом, изданный в Париже по материалам похода Наполеона в Египет. Они посвящены мифу о главном для египтян божестве – Осирисе.

На Египетских воротах появились отлитые в чугуне изображения Осириса в короне из листьев папируса, богини Исиды с младенцем Гором, молодых людей с лотосом в руках, змей – защитниц фараонов... В их создании принимали участие художник Василий Додонов и скульптор Демут-Малиновский.

Египетские ворота – сооружение сложное. Внешне это две караульные башни, сложенные из кирпича, облицованные чугунными плитами с закрепленными на них рельефами. Между ними решетка и фонарь готического вида. Поверхность башен делится на семь горизонтальных, сужающихся к верху поясов. На них в «раме» из украшенной орнаментом чугунной трубы рельефы, которые дают представление о жизни древних египтян.

Как рассказывает заместитель директора Музея городской скульптуры Надежда Ефремова, реставрация выявила конструктивные особенности памятника, стареющего в неблагоприятных климатических и экологических условиях. В процессе работ пришлось применять нестандартные технологические приемы.

Чугун – материал хрупкий, он разрушается от удара и подвержен коррозии. В кирпичную кладку башен-караулок «заложены» железные полосы, к которым крепится облицовка из чугунных плит. Фон и рельефные изображения в свою очередь соединяет стальной крепеж. Разница металлов ведет к коррозии. Негативно на памятник влияет и влага, проникающая через крышу и поднимающаяся из почвы.

В дождливую погоду ворота «плакали» ржавыми потеками. Причина выяснилась, когда поверхность памятника с помощью струйно-вихревой очистки освободили от слоев краски. Обнаружились проржавевший крепеж, трещины и изъяны на поверхности металла. Многие элементы облицовки отошли от основы, в образовавшиеся зазоры попадала вода.

– В идеале надо было снять «чугунную одежду» ворот и отреставрировать в мастерской, – говорит Ефремова, – но мешают технологические особенности памятника. Там все давно и надежно скреплено множеством деталей, при демонтаже конструкция грозит развалиться как карточный домик. Нет уверенности, что кладка позволит заново вписать «старую одежду» в тот же объем.

Специалисты решили не рисковать и выборочно восполнить утраты. Выявленные трещины фиксировали, измеряли глубину, ликвидировали холодной сваркой, швы выравнивали специальной ковкой. Работа рукодельная, нельзя ничего пропустить. В местах, где рельеф отошел от основы, применялись инъекции мастикой. Проржавевший крепеж укреплялся резьбой из оцинкованной стали. Для восстановления крупных утрат снимались формы и заново отливались детали. Историческое место занял фонарь в готическом стиле. Он был воссоздан несколько лет назад, но провисел недолго. В канун новогодних праздников во время украшения площади светильник получил повреждения, с тех пор хранился в одной из караулок.

Сегодня Египетские ворота выглядят безупречно.


Людмила Леусская
Фото Александра Дроздова

 

http://spbvedomosti.ru/news/culture/vorota_ne_nbsp_budut_plakat/

Источник СПб ведомости


Возврат к списку

Наверх