20 лет назад вышел «Народоволец»

20 лет назад вышел «Народоволец» 08.06.2009

Вошедшая в состав ВМФ в 1931 году, субмарина прослужила в строю дольше любого подводного корабля. На одной из первых подводных лодок послереволюционной постройки отрабатывались многие узлы и механизмы, которые впоследствии устанавливались на других моделях кораблей. На «Народовольце» (с 21 августа 1934 г. называется «Д-2») впервые была отработана система регенерации воздуха, которая служила потом долгие годы.

В годы второй мировой войны «Народоволец» участвовал в боевых действиях на Балтийском море. Победу подводники встретили в боевом походе. И еще много лет лодка оставалась в строю.

В июне 1956 года ее вывели из боевого состава флота, разоружили и переформировали в учебно-тренировочную станцию по борьбе за живучесть (УТС-6). В новом качестве «Д-2» успешно использовалась до 1987 года. Потом проржавевший корпус корабля ждала обычная судьба – «на иголки», как говорят на флоте.

Но в борьбу за подводную лодку включились специалисты центрального конструкторского бюро морской техники «Рубин», Балтийского завода, ветераны флота. И в августе 1986 года тогдашний генсек ЦК КПСС М. С. Горбачев подписал постановление о создании на подводной лодке «Д-2» музея.

Началась работа по восстановлению корабля. Было решено установить подводную лодку, вес которой составлял порядка 800 тонн, на берегу. Для этого на «Адмиралтейских верфях» разработали оригинальный проект, к месту выхода был специально углублен фарватер. 8 июня 1989 года «Д-2» установлена в Шкиперском протоке неподалеку от площади Морской Славы, а 2 сентября 1994 года на берегу Васильевского острова состоялось торжественное открытие филиала Центрального военно-морского музея – подводной лодки «Д-2» («Народоволец»).

Источник Санкт-Петербургские ведомости


Возврат к списку

Наверх