Имя собственное, история общая

Имя собственное, история общая 03.09.2014

Вопросом о присвоении 209-й гимназии имени императора Павла I ее педколлектив всерьез занялся пять лет назад, в год 210-летия основания Павловского женского института, в стенах которого это учебное заведение и размещается. Путь к имени собственному оказался непростым и небыстрым. Мало было изменить гимназический устав, потребовались еще положительное решение Топонимической комиссии и постановление правительства Санкт-Петербурга.
– Вообще-то мы хотели называться «гимназия № 209 имени императора Павла I» – чтобы сохранить и номер, и имя царя-основателя, – рассказывает ее директор Дмитрий Ефимов. – Но комиссия порекомендовала нам назваться «Павловской гимназией». Мы согласились. Новое название, по сути, объединяет три исторические эпохи: обозначение «Павловская» – дореволюционную, № 209, который мы получили в 1939 году, – советскую, а «гимназия» – постсоветскую, ведь этот статус был присвоен нам в числе первых в Петербурге в феврале 1990 года. Три эпохи – три ипостаси...

Бедный, бедный Павел
Павел Первый и его супруга Мария Федоровна основали много учебных заведений: Военно-медицинскую академию, училище корабельной архитектуры (ныне училище подводного плавания им. Дзержинского), женские Павловский и Мариинский институты, вошедшие в целую сеть иных благотворительных и учебных организаций.
Павловский женский институт – это пансион для девочек, которые потеряли своих отцов на полях сражений. То есть преследовалось несколько целей – благотворительная, образовательная, воспитательная. А еще институт этот вселял в сознание солдат и офицеров русской армии простую и важную мысль: в случае гибели воина государь позаботится о его чадах. Прокормит, приютит, даст приличное образование.
– Это то, чего нам зачастую не хватает в современном обществе, – уверенность, что семья не пропадет, встанет на ноги в случае потери кормильца, отдавшего жизнь за Родину, – поясняет Дмитрий Ефимов. – Павел Первый был очень мудрым правителем – далеко не таким, каким его представляют в наших учебниках истории. Пожалуй, он самый оклеветанный потомками царь из династии Романовых, и эта историческая несправедливость должна быть исправлена.
В 2012 году имя императора Павла Первого с подачи гимназии № 209 занесли в Золотую книгу Санкт-Петербурга. На церемонию в школу приехал редкий творческий коллектив – Русская роговая капелла под управлением Сергея Песчанского. Однозвучные по отдельности музыкальные инструменты в хоре создавали сложнейшую, мощную и прекрасную полифонию – чем не символ соборности, народности как российской национальной психологии? Кстати, в числе оставивших автограф под этой памятной записью оказалась десятиклассница Саша Царева, победившая в 18 олимпиадах всероссийского и городского уровней, впоследствии золотая медалистка. Медаль ей вручали в Георгиевском зале Михайловского замка, построенного Павлом I...
В ноябре 2013-го также по инициативе гимназии в Золотую книгу внесли имя великой княгини Екатерины Павловны – дочери Павла I и сестры Александра I, которая в Отечественную войну 1812 года поддержала брата в его решимости вести войну с Наполеоном до победного конца. На этот раз в гостях у гимназистов побывали реконструкторы: дети увидели «настоящих» гвардейцев верхом и с оружием начала XIX века. Кстати, ссылку на видеозапись церемонии занесения имени Екатерины Павловны в Золотую книгу разместили на сайте церкви Святого Николая в Штутгарте, где великая княгиня правила в течение нескольких лет.
– Мы с ребятами ездим в Веймар, посещаем могилу другой дочери императора Павла Первого – Марии Павловны, которая много сделала для края, ретранслировав, как и Екатерина Павловна, на эту землю опыт своих родителей. Она дружила и с Гете, благодаря ей тут жил Ференц Лист...

Не только императоры
«Золотокнижная» тема в Павловской гимназии отнюдь не исчерпывается императорской фамилией. В 2013 году здесь прошла церемония по занесению в памятные страницы имени защитника Ленинграда танкиста Зиновия Колобанова. Частный музей битвы за Ленинград Всеволожского района в рамках этой церемонии разместил перед фасадом гимназии два десятка единиц боевой и небоевой техники времен Великой Отечественной войны, пригласил реконструкторов, которые показывали ее детям, рассказывая о разрыве блокадного кольца, о госпитале, поднимавшем на ноги бойцов в стенах школы № 209 – бывшего Павловского женского института. В 2014 году на церемонию занесения в книгу имени подводника Грищенко в гимназию приехали два вице-адмирала, три контр-адмирала, несколько каперангов, присутствовал даже заместитель главкома ВМФ. В Павловской гимназии уверены, что именно такими событиями достигается максимальная включенность детей в процесс познания истории своей страны.
В школе и стены помогают
При этом педагоги констатируют: интерес к истории в обществе за последние 20 лет заметно уменьшился. Многие ее страницы для современных детей уже не звучат так ярко и актуально, как они звучали для предыдущих поколений школьников.
– Мы пытаемся через историю нашей гимназии сделать определенные страницы истории российской более интересными, зримыми и понятными через конкретные личности, события, вещественные свидетельства, – поясняет Дмитрий Ефимов.
Надо признать: напрямую традиций от учебных заведений-предшественников гимназия все же не унаследовала. Причина простая – педсоставы несколько раз менялись, что называется, «под корень». Те, кто работал в Павловском институте, по понятным причинам не преподавали в трудовых школах. А те, кто учил в школе № 209, не смогли вернуться сюда в 1989 году после десятилетнего капремонта... В созданной педагогом Константином Николаевым экспозиции школьного музея уже около полутысячи экспонатов – но это лишь свидетели эпохи. Ни одного предмета, который был бы действительно связан с этим зданием, здесь нет. Все они исчезли вместе с прежним школьным музеем во время того гибельного капремонта в 1979 – 1989 годах. Сейчас редкие старинные предметы для экспозиции приносят дети, родители, учителя и те люди, которые бывают у гимназистов в гостях.
– Присвоенное гимназии имя, конечно, выделяет ее среди большого количества других образовательных учреждений, но сразу скажу – это не самоцель, – говорит директор. – Цель – чтобы каждый человек, услышав название «Павловская гимназия», задумался и захотел понять, почему она так названа. А мы при помощи музея и своих мероприятий об этом подробно расскажем.

В едином контексте
Изменение наименования для бюджетного учреждения означает, по всем приметам, большие хлопоты. Предстоит проделать огромную бумажную работу по изменению разнообразнейшей документации, и с этим в Павловской гимназии надеются справиться месяца за три. Но предстоящий административный аврал не отменяет главных «содержательных» планов:
– Будем вспоминать столетие начала Первой мировой войны (тоже, заметим, в свое время крепко ошельмованной советской историей) – на 8 – 10 октября намечена целая серия интересных мероприятий, – рассказывает Дмитрий Ефимов. – В 1918 – 1920 годах в наших стенах размещался Институт живого слова, в котором преподавал поэт Николай Гумилев, получивший в период войны два Георгиевских креста: через личность Гумилева, его стихи, его жизнь будем рассказывать детям об истории этой войны. В январе 2015-го будем вспоминать выпускницу Павловского института игуменью Таисию, создавшую самый большой в России Леушинский женский монастырь. В мае отпразднуем 70-летие Победы... И все это не по отдельности, а в едином контексте. В русле бескрайней реки под названием Российская История.

Источник Санкт-Петербургские ведомости


Возврат к списку

Наверх