«Поколение Z. Пионеры звука в России 1920-х»

«Поколение Z. Пионеры звука в России 1920-х» 25.02.2010

Символ «Z» стал в первой трети ХХ века главным графическим воплощением духа времени - периода революции и войн. Знак молнии, электричества, энергии часто встречался на плакатах, обложках, художественных полотнах тех лет. В условиях голода, холода и нищеты люди творчества жили идеями о новой стране, где все будет иначе - совершенный человек, универсальный язык, удивительные машины. Художники, поэты, музыканты, архитекторы с энтузиазмом бросались в новую реальность, изучая математику, науки о природе света и звука, разрабатывая свои теории о новом искусстве.
В эти годы возникали многочисленные проекты-исследования, проходили выставки «Искусство движения» Алексея Гастева, лекции-концерты Льва Термена, Евгения Шолпо и другие, концерты «Музыка будущего» Арсения Авраамова. В искусстве проявились почти все художественные языки - от футуризма до реализма.

Нынешнюю выставку в Музее истории Санкт-Петербурга открывает история ученого, поэта, анархиста и философа Алексея Гастева (1882-1939). Его влияние на культуру своего времени было огромно. В 1922 году под воздействием идей Гастева композитор Арсений Авраамов (1886-1944) создал циклопическую «Гудковую симфонию», для которой весь город - музыкальный инструмент: гудки заводов и фабрик составляют один гигантский оркестр, пулеметы заменяют малые барабаны, а крупная артиллерия - большие.
Особое место в экспозиции уделено рассказу об изобретателе, физике и музыканте Льве Термене (1896-1993), создателе первого в мире электронного музыкального инструмента терменвокс, общепризнанном отце электронной музыки.
Также здесь впервые будет показана реконструкция части экспозиции художника, автора фундаментальной теории проекционизма Соломона Никритина, которая была представлена в 1924 году на «Первой дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства» в разделе «Проекционисты». Согласно теории проекционизма Соломона Никритина, «художник производитель не вещей потребления (шкаф, картина), а проекций метода - организации материалов...»
Главный раздел экспозиции «Графический звук», посвященный уникальной технологии синтеза звука с помощью света и графики искусственных звуковых дорожек, представит рукописи, чертежи и уникальные тон-фильмы - синтетические звуковые дорожки 1930-х, созданные Арсением Авраамовым, Евгением Шолпо, Николаем Воиновым, Борисом Янковским.
Раздел «Гибель Утопии» продемонстрирует материалы из архива Государственного института музыкальной науки (ГИМН), документально иллюстрирующие процесс взаимодействия «властной вертикали» с подведомственной «творческой горизонталью».
Достижения «потерянных» пионеров-экспериментаторов были настолько же грандиозны, насколько печальна участь их творений. По ходу сталинских репрессий из официальной истории были вычеркнуты целые эпохи. Многим гениальным идеям был придан статус утопии. Имена людей, совершивших культурный прорыв в революционные 1920-е годы, сегодня почти неизвестны в мире и совершенно забыты в России.
Между тем разработки той эпохи поражают и сейчас, спустя почти 100 лет. Правоту экспериментаторов подтверждает история. Многие изобретения, казавшиеся утопическими, воссозданы спустя десятилетия; некоторыми, не зная истоков, мы пользуемся сегодня, а многим идеям, по-видимому, еще предстоит второе рождение.

Выставка откроется сегодня в 17 часов, концертом eNsemble ПРО АРТЕ - Ефим Голышев (1897-1970), Иван Вышнеградский (1832-1895), Артур Лурье (1891-1966): Сочинения 1910-1920-х. Работа экспозиции завершится 20 апреля исполнением знаменитой «Симфонии гудков» Арсения Аврамова (реконструкция Сергея Хисматова).
Проект осуществлен Государственным музеем истории Санкт-Петербурга с участием Петербургского благотворительного фонда культуры и искусства «ПРО АРТЕ», Центра электроакустической музыки Московской Государственной консерватории, Термен-центра и при поддержке Фонда Форда.
 

Источник Новая газета в Санкт-Петербурге


Возврат к списку

Наверх