В Петербурге умер известный краевед, писатель Юрий Минаевич Пирютко

В Петербурге умер известный краевед, писатель Юрий Минаевич Пирютко 04.10.2014

Государственный музей городской скульптуры Петербурга сообщает о кончине своего сотрудника, известного краеведа Юрия Минаевича Пирютко.
«3 октября скончался старейший сотрудник музея, хранитель музейных некрополей, историк, искусствовед, писатель – Юрий Минаевич Пирютко, автор многочисленных книг по истории Петербурга и его окрестностей, один из самых уважаемых экспертов-краеведов», – сообщили в музее. «Его уход – огромная утрата для нашего музея и всего культурного Петербурга».
Юрию Минаевичу Пирютко было 68 лет.

Выражаем глубокие соболезнования родным и близким Юрия Минаевича.

Биография:
Родился в Ташкенте 27 мая 1946 г. и с ноября того же года переселился в Сиверскую под Ленинградом.
Затем жил в Гатчине, а последние двадцать восемь лет провел в Ленинграде (с 1991 - Санкт-Петербурге).
В 1969 г. окончил искусствоведческое отделение исторического факультета Ленинградского государственного университета им. А. А. Жданова с дипломной работой, посвященной художнику-любителю князю Г. Г. Гагарину, вице-президенту Академии художеств и одному из создателей русско-византийского стиля. С большой благодарностью помню о своей университетской наставнице Элеоноре Петровне Гомберг-Вержбинской, привлекшей меня к обработке материалов для сборника "Константин Андреевич Сомов. Дневники, письма, суждения современников". Книга вышла в 1979 г., после пятилетних издательских мытарств и, к сожалению, без имени основного составителя. Гомберг-Вержбинская уехала в Вену, что в то время было достаточным основанием для рассыпания набора. Чтобы спасти многолетний труд, она великодушно сняла свое имя с титула.
Интерес к "серебряному веку" выразился в наших совместных занятиях с Владимиром Генриховичем Перцем историей артистических подвалов "Привал комедиантов" и "Бродячая собака". На эту тему мы не только подготовили несколько статей, но провели вечера памяти "Собаки" и "Привала" в Театральном музее и Музее истории Ленинграда (в начале 1970-х были живы еще посетители этих заведений).
Одновременно я готовил к изданию путеводитель по Гатчине- городу и его окрестностям, в то время не входившим в обычные туристские маршруты. Перейдя из Гатчинского краеведческого музея на работу в Музей истории города, я опубликовал несколько статей по архитектуре социалистического Ленинграда, обратившись, в частности, к уникальным блокадным дневникам А. С. Никольского.
Больше четверти века являясь хранителем музейных некрополей Государственного музея городской скульптуры, в основном пишу на темы, связанные с историей Александро-Невской лавры как первого российского пантеона. Особенно для меня важна книга "Исторические кладбища Петербурга" (1993 г.). Общий интерес к этой теме с Александром Валерьевичем Кобаком воплотился в организации осенью 1987 г. общественной комиссии "Некрополь" при Ленинградском отделении Советского фонда культуры, проведении нескольких циклов лекций: в Центральном лектории, Доме журналиста, собиравших в конце 1980-х годов полные залы. Наша работа была отмечена в 1996 г. только что учрежденной Анциферовской премией.
Не могу не упомянуть, что давно витавшая в воздухе идея сооружения памятника первым строителям Санкт-Петербурга вблизи Сампсониевского собора была осуществлена в 1995 г. при моем деятельном участии. Увы, это творение архитектора В. Б. Бухаева и художника М. М. Шемякина, стало жертвой акта вандализма, исполнители которого известны, к сожалению, только его заказчикам.
В 1995 г. мной был получен заказ от бизнесмена Валентина Леоновича Ковалевского, издавшего с моей помощью книгу "Душа деянием жива", Работая над книгой, я заинтересовался ресторанным делом как частью петербургской культуры, результатом чего стал обширный исторический очерк, включенный в названный труд.
В 1998 г. вышла моя книга "Другой Петербург" (под псевдонимом "К. К. Ротиков"), которая неожиданно оказалась замеченной многими. Этот квази-путеводитель, конечно, принадлежит не к научно-популярной, а просто к художественной, развлекательной литературе, и на этом основании не включен в общий библиографический список моих работ.
В настоящее время работаю для газеты "Пульс", сотрудничество с которой началось в 1999 году. Там публикуются статьи о питерских жителях: работягах, академиках, знатоках, юродивых, немцах, англичанах, москвичах и так далее. (По материалам сайта «Анциферовская библиотека»).
 

Источник Музей городской скульптуры Петербурга; Фонд им. Д.С. Лихачева; Центр петербурговедения ЦГПБ им. В.В. Маяковского


Возврат к списку

Наверх