Парадно-грузовые ворота

Парадно-грузовые ворота 19.07.2011

Летом внимание общественности традиционно обращено к водной теме. Всех интересует, что происходит на морях, озерах и реках, как развиваются наши порты и паромные сообщения. В последнее время речной флот нас не радует. Зато моряки рапортуют об успехах: грузооборот «Большого порта Санкт-Петербург» растет, а паромы в Хельсинки, Стокгольм и Таллин ходят теперь как часы. Подумать только: каких-нибудь 10 лет назад о таком можно было только мечтать!

Паромное сообщение из нового пассажирского порта «Морской фасад», в конце мая переданного в собственность города, похоже было на сказку не только из-за пунктуальности судовладельцев. Линию, по всей видимости, удалось загрузить исключительно пассажирами. В то время как в Западной Европе морские паромы традиционно «живут» перевозкой фур.

Такая услуга удобна для всех: автоперевозчики сокращают время маршрута, снимают проблемы с простоем трейлеров в очередях на таможне, а судовладельцы заполняют грузовые места в трюме. Здесь уместно вспомнить и о востребованных в современной логистике судах типа «ро-ро» (в переводе с английского эта аббревиатура означает «закатывать – выкатывать»). Суда такого класса тоже обслуживают преимущественно на паромных причалах, а перевозят они исключительно автотрейлеры.

Когда-то, пару лет назад, автор этих строк высказывал сомнения в экономической целесообразности исключительно пассажирских паромных линий из Петербурга. И даже был подвергнут критике со стороны некоторых комментаторов: мол, лайнеры-то ходят, и безо всяких фур на борту. Однако недавние новости подтверждают мои старые опасения: без грузовой составляющей петербургские паромные линии (как и новый пассажирский порт) долго не проживут.

И вот 29 июня на заседании координационного совета «Большого порта Санкт-Петербург» принято решение об изменении статуса «Морского фасада». Теперь через «парадные ворота Петербурга» (как уже окрестили порт на намывных территориях Васильевского острова) пойдут не только пассажиры, но и автопоезда. За один рейс паром может увезти до 40 фур, и это позволит увеличить количество рейсов до 270 в год (в 2010 году их было всего 150). Судовладельцы тоже говорят, что грузовики – их «хлеб насущный» с октября по апрель, когда поток туристов в наши края снижается. А паромная линия не сможет жить исключительно летними заработками.

Впрочем, недаром говорят: «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги». Точнее – забыли о полной неприспособленности инфраструктуры Васильевского острова для приема грузового автотранспорта. Из-за чего еще в 2008 году городские власти подписали соглашение со стивидорными компаниями о прекращении к 2011 году перевалки грузов на острове. Район этот стремились «облагородить» в ожидании нескончаемых масс иностранных туристов.

Теперь выходит, что все усилия были напрасны: уже в 2012 году по улицам и проспектам Васильевского острова в сторону «Морского фасада» вновь пойдут вереницы автопоездов. Специальные подъездные пути – еще в проекте (тот же Западный скоростной диаметр, который и должен, по идее, доставлять грузовой транспорт в новый порт, войдет в строй лет через пять).

Мост через Малую Неву в районе острова Серный проблему не решит: попасть по нему на остров Голодай можно только через Петроградскую сторону, практически полностью закрытую для проезда большегрузного транспорта. Так что, по всей видимости, фуры пойдут по Ново-Адмиралтейскому мосту, строительство которого вот-вот начнется с территории одноименных верфей. Однако в строй его введут тоже не ранее 2014 года.

И опять выходит, что жителям многострадального острова, где есть только две станции метро и четыре моста на «большую землю», придется потерпеть. В конце концов перед Васильевским островом поставлена важная цель: стать парадными морскими воротами Петербурга.

Одно лишь может утешить василеостровцев: потерпеть придется не только им. Автомобильный транспорт становится едва ли не главным звеном в системе портовой логистики Петербурга. Сейчас основные контейнерные терминалы расположены на острове Котлин, где нет железной дороги. Правда, там есть Кольцевая автодорога.

Зато юго-запад нашего города давно испытывает тяготы соседства с портовиками: там нет достаточного количества мест для парковки такого вида транспорта. Нередко большегрузные автомобили попросту стоят у тротуаров (особенно они любят, кстати, улицы Фрунзенского района).

Портовики утверждают, что в ближайшие годы потребность в автотранспорте только возрастет. Сейчас грузооборот «Большого порта Санкт-Петербург» превышает 58 млн тонн в год. Если планам правительства и частных инвесторов будет суждено сбыться, то объем увеличится в несколько раз. Пропорционально возрастет и потребность в автомобильных перевозках. Справится ли с ними транспортная инфраструктура Петербурга и области? Вопрос не праздный...
 

Источник СПб ведомости


Возврат к списку

Наверх