Тихий голос Арлекина

Тихий голос Арлекина 24.10.2011

Миниатюры Райкина если и устарели, то совсем чуть-чуть: в конкретных деталях и визуально-технически. А пороки и нравы людские все те же, вот почему имеет смысл вспоминать Райкина, изучать и переосмысливать его наследие. К юбилею много разных событий запланировано по всей стране.
Отчеканена памятная монета. В столице выйдут три книги: «Аркадий Райкин. О себе. О нем» – мемуары артиста и его современников (Сергея Юрского, Олега Басилашвили, Михаила Жванецкого...), обновленный труд доктора искусствоведения Елизаветы Уваровой «Аркадий Райкин» (ЖЗЛ) и «Аркадий Райкин: Его величество театр» – беллетризованная биография артиста, написанная Николаем Надеждиным. Состоится международная научная конференция. Сегодня в «Сатириконе» – юбилейный вечер-концерт, отцу Константин Райкин посвятил и премьеру своего театра «Маленькие трагедии».
В Петербурге, где Райкин жил и работал с 1922-го по 1982-й, где появился его Ленинградский театр миниатюр, своя программа. Кульминация ее придется на первую неделю ноября, когда в открывающемся после глобальной реконструкции Театре эстрады имени Аркадия Райкина пройдут гастроли «Сатирикона» и приедет Райкин-сын. На 5 ноября запланирован еще один его творческий вечер – оммаж отцу. И надо ждать Константина Аркадьевича на вернисаже, который готовит Музей театрального и музыкального искусства в двух комнатах-залах Музея-квартиры актерской династии Самойловых.
Основной вопрос, который задавала себе куратор выставки Роза Садыхова (второй куратор Владимир Кантор): почему каждый номер Райкина нес в себе высочайшую культуру, а большинство нынешних сатириков-юмористов транслируют публике, тем самым опуская ее, только пошлость? Ведь они обличают те же самые, по давнему определению, язвы, выводят тех же самых «недостойных» людишек... Откуда, если можно так сказать, в Райкине его гений?
Ответ, конечно же, в биографии артиста. В Театральном институте на Моховой его педагогом был Владимир Соловьев – режиссер, который работал с Мейерхольдом, великолепный знаток истории европейского театра – в частности, площадного, большой почитатель комедии дель арте. В мемуарах Райкин цитирует мысль преподавателя: маски никуда не исчезли – они просто растворились в жизни.
Но (размышляла далее Роза Садыхова) как Райкин пришел к своим персонажам? Ведь он, несомненно, столь же далек от простецких типов, как Зощенко от своих героев. Высокоинтеллектуальные, образованные, культурные, аристократичные... – артист и писатель были вполне дружны, и Зощенко немножко сочинял для Райкина, что помогало писателю в трудную годину.
О художественной восприимчивости и подготовке Райкина говорит поразительный факт: шестнадцати лет он уже понимал авангардное искусство. Критики обругали – мол, слишком заумно, слишком лево – оформленный филоновцами «Ревизор», а юноша принял сложнейший спектакль, как и выставку учеников Филонова в Доме печати.
Таковы некоторые – от площадного театра до аналитической живописи – истоки образов Райкина, о которых расскажет выставка. Представив среди прочего и эскизы к вспоминаемому артистом всю жизнь тому «Ревизору», хранящиеся в Театральном музее.
Мир героев Райкина, конечно, тоже будет представлен: маски, бытовые инсталляции (легендарная ванная, в которой «будем солить огурчики»), видеозаписи. Многое было собрано Григорием Полячеком для Музея эстрады. Костюмы к спектаклю «Его величество театр» сохранила у себя дома художник Инна Олевская, его оформлявшая. Кукла «Райкин», рожденная Сергеем Образцовым. Возможно, получится показать образцы грима на воздушных шариках: ну да, он изображал подчас весьма надутых персон.
Авторам выставки важно, что образы Райкина при всей убийственной безжалостности его сатиры никогда не были, как теперь говорят, чернушными. И не были глупыми: публика смеялась, но «отдельные недостатки» в его изображении множились и множились, вокруг проявлялось больное общество, абсурдный мир.
Смысл искусства Райкина и заключался в том, как подчеркивает Роза Садыхова, что он пробивал брешь в замкнутом на абсурде социуме, давал людям отдушину. Популярность этого артиста была невероятна, поскольку относился он к своим персонажам не презрительно, а по-человечески. И благодаря телевидению (старички «экраны» и микрофоны тоже в экспозиции) в каждый дом вошел все-таки радостью, а не трагедией, унынием и мраком.
Сама выставка и задумана веселой и радостной. Хотя этот великий человек, даже при благоволении к нему правителей – от Сталина до Брежнева, тоже вынужден был барахтаться в жизни, устроенной без уважения к личности. Ленинградцы хорошо знают, что Райкин со своим театром, который делал честь нашему городу, переехал в Москву из-за недовольства первого секретаря обкома партии Романова.
Выставка соберет все возможные свидетельства непростого жизненного и творческого пути артиста. В ее подготовке также участвует столичный Фонд поддержки и развития культуры имени Аркадия Райкина, Музей истории города, российский Институт истории искусств. На Исаакиевской есть Центр творческого наследия Райкина и служит Владимир Голомбевский, работавший с Аркадием Исааковичем, – исключительный поклонник и коллекционер всего, что связано с его кумиром. (Кстати, юбилейный вечер в РИИИ – 29 октября.)
А в роли гида по экспозиции выступит... сам Аркадий Исаакович. Вернее, его голос – записанные на диктофон воспоминания. Выставка так и названа: «Человеческий голос. Аркадию Райкину посвящается».
И самое удивительное, что голос-то у Райкина был тихий-тихий...
 

Источник Санкт-Петербургские ведомости


Возврат к списку

Наверх