Домовая церковь Юсуповых открывается для посещения

Домовая церковь Юсуповых открывается для посещения 11.12.2014

Впервые после революции 1917 года года в Юсуповском дворце Петербурга откроется для посещения домовая церковь князей Юсуповых. Этот дворец на Мойке вошел в историю России не только как один из лучших частных особняков в Европе, но и как место убийства Григория Распутина.

В течение последних 9 лет, пока велась реставрация и продолжались научные изыскания, расчистки и проектные согласования, главным стимулом к работе была вера реставраторов в то, что над домом на набережной реки Мойки должен опять появиться крест. Удалось вернуть исторический облик церкви, в том числе купол и иконостас. В дальнейшем храм украсят росписью, образцы которой уцелели во время работ по расчистке. К сожалению, интерьеры юсуповской домовой церкви были полностью утрачены в 30-х годах прошлого века.

«Практически не было исторических материалов, - говорит директор Юсуповского дворца Нина Кукурузова, - кроме нескольких исторических чертежей Кенеля, который создвал этот храм. И при таком небольшом количестве нам пришлось отталкиваться от того, что было, и создавать проект было сложно».

Домовая церковь Юсуповского дворца была устроена и оформлена по проекту архитектора В. А. Кенеля в 1878 -1880 годах.

Василий Александрович Кенель (1834 – 1893) – ученик К.А. Тона, один из наиболее интересных мастеров периода эклектики.

В 1878 году Кенель привлекается Николаем Борисовичем Юсуповым для постройки домовой церкви их дворца на набережной Мойки 94, а также перестройки жилых покоев княжны Зинаиды Николаевны и работ на усадьбе.

Церковь проектируется В.А. Кенелем в византийском стиле.

Сопоставляя имеющиеся архивные чертежи с современными поэтажными планами дворца, можно утверждать, что планировка этой части здания сохранилась почти без изменений. Церковь была устроена в прямоугольном помещении, между лестницей, ведущей в нижний этаж и служебными помещениями. Пространство церкви было разделено на переднюю (предцерковную), церковь и помещение ризницы.

Церковь представляла собой встроенную деревянную конструкцию с куполом над центральной частью. Иконостас имел полуциркульную форму с царскими вратами в центре. С двух сторон основного помещения церкви находились трёхстворчатые окна с полуциркульным завершением. В алтаре была устроена железная печь. В ризнице не было окон, но был устроен световой фонарь, а также чугунный угловой камин, который дошёл до наших дней.

На основании «Описи церковных вещей, находящихся в домовой церкви Его сиятельства князя Николая Борисовича Юсупова за 1882 год» можно утверждать, что эскизные проекты оформления интерьера церкви архитектором Кенелем были реализованы. Опись даёт подробное представление об иконографическом убранстве домовой церкви. Помимо икон, выполненных на заказ по проекту архитектора, в описи значатся образа, взятые из кладовой дворца. Образа размещались на стенах в пяти деревянных золочёных киотах, которые в «Инвентарной описи», датируемой 1921-1922 годах значатся, как «витрины золочёные, заполненные иконами». При проведении ремонта данного помещения на стенах при входе были обнаружены ниши для киотов.

Инвентарная опись в основном совпадает с «Описью церковных вещей домовой церкви князей Юсуповых» за 1882 год, это позволяет утверждать, что в начале 20-х годов имущество церкви и её декоративное убранство ещё полностью сохранились. Однако, напротив предметов данной описи 1921-22 годов почти везде стоит более поздняя пометка «ГМЗ» (Государственный музейный фонд), из чего следует вывод, что в период работы Ликвидационной комиссии всё «церковное имущество» передаётся в Государственный музейный фонд.

Передача церковного имущества, скорее всего, произошла в 1925 году, поскольку в «Акте» от 15 марта 1924 года указывается, что в помещении церкви «размещено имущество б. домовой церкви и имущество церкви б. Михайловского артиллеристского училища. Иконы и церковная обстановка храниться в прежней расстановке и развеске, а сосуды и облачение в ризнице – в шкафах».

Однако в «Описании внутреннего состояния особняка б.Юсупова» за январь 1926 года иконы уже отсутствуют: «стены побиты от изъятых с них икон и церковной утвари», хотя «отделка церковного характера с живописью по стене и купола» сохранилась. И далее в «Описе вещей особняка б. Юсупова, передаваемых дому Просвещения» за 1926 год в церкви значатся только столы, стулья и люстры бронзовые семирожковые.

После превращения дворца Юсуповых в дом Просвещения помещение церкви было превращено в лекторий и перепланировано. Купол был разобран и устроен плоский подвесной потолок. Стены окрасили краской, и можно предположить, что под поздним красочными слоями сохранилась историческая живопись.

Проведённое научное изыскание является первым в изучении истории домовой церкви Юсуповского дворца и требует дальнейшего продолжения. На основании уже имеющихся архивных документов можно сделать определённый вывод о том, что во дворце Юсуповых на Мойке имелась домовая церковь. Проведение натурных исследований поможет уточнить и обобщить имеющиеся текстовые и иконографические материалы по исследуемому вопросу с целью разработки проекта воссоздания домашней церкви. 

Источник Новости культуры; Юсуповский дворец на Мойке


Возврат к списку

Наверх