Открывая Ораниенбаум

Открывая Ораниенбаум 04.07.2014

Сегодня в «Ораниенбауме» – филиале ГМЗ «Петергоф» для публики откроются два отреставрированных помещения Китайского дворца – Розовая гостиная и Гардеробная. Уже шесть из семнадцати залов творения Ринальди обрели былое великолепие и запас прочности на многие годы.
К размаху и роскоши императорских резиденций в окрестностях Петербурга привыкнуть трудно. В силу обстоятельств «Ораниенбаум» этот ряд замыкает. Жители Петербурга только открывают для себя дворцово-парковый ансамбль XVIII – начала ХХ века, выбираются туда нечасто, хотя общественным транспортом доехать несложно, а для автомобилистов скоростная магистраль через Кронштадт сделала путь много короче.
Завершение очередного этапа реставрации Китайского дворца – хороший повод, чтобы посетить подлинный, сохранившийся и в годы войны, памятник.
Сегодня «Ораниенбаум» выглядит лучше, чем три сезона назад, когда отмечалось его 300-летие. Юбилейный блеск несколько померк, памятнику это к лицу. С террасы Меншиковского дворца открывается дивный вид на ухоженный парк. В самом дворце по деревянной лестнице, по которой ступал основатель нашего города, поднимаются группы посетителей. В павильоне «Каменное зало», где стоит перенесенная из парка скульптура, звучит орган. Концерты по выходным здесь стали традицией. В «Китайской кухне» развернута выставка « Китайский дворец. Искусство реставрации».
Для этого дворца, входившего в комплекс «Собственной дачи», Екатерина выбрала место на берегу пруда. Часто бывала здесь, привозила гостей, гордилась ценностью отделки семнадцати уникальных интерьеров, но постоянно не жила. Здание строилось «не на века», не отапливалось, его разрушали грунтовые воды. В записках современников сказано, что в некоторых помещениях в период таяния снега вода стояла на полу.
Ремонты здесь велись и в царское, и в советское время. Но серьезного вмешательства в свой ослабленный организм Китайский дворец дождался только в последние годы.
Заведующий филиалом «Ораниенбаум» Андрей Федоров часто повторяет: основной принцип реставрации Китайского дворца, как и других уникальных объектов Ораниенбаума, – не навредить. А это значит: максимальная консервация, расчистка и укрепление интерьеров, которые дошли до наших дней. Что не исключает необходимости монтажа современного оборудования, которое позволит круглый год поддерживать тут необходимый климат: минимальную температуру от плюс 5 до плюс 12, влажность не более 65%.
Все это требует времени, мастерства реставраторов и денег. Китайский дворец – памятник федерального значения. Он вошел в программу «Культура России», которая рассчитана до 2018 года. Федеральный бюджет оплачивает благоустройство, мелиорацию, прокладку новых и замену старых инженерных сетей.
Что касается фасадов, кровли, реставрации и консервации интерьеров, устройства технического подполья для прокладки коммуникаций, гидроизоляции фундамента – все это выполняется за счет средств благотворителя – ОАО «Газпром».
Внутренние работы во дворце идут с 2009 года. Проект сложный и дорогой. Его разделили на три этапа. Первый завершился три года назад. Тогда для публики открылись Большая антикамера, Голубая гостиная, зал Муз и знаменитый Стеклярусный кабинет. С тех пор интерьеры дополнили отреставрированная мебель, золоченые карнизы и портьеры.
Полностью результат второго этапа реставрации публика увидит через два-три года. К этому времени откроются Штофная опочивальня, будуар, кабинет Павла. С сегодняшнего дня в маршрут посетителей войдут Розовая гостиная и Гардеробная. Реставрация этих помещений длилась полтора года.
Розовая гостиная связывала анфиладу парадных залов с половиной великого князя Павла. Здесь паркет, лепнина, плафон сохранились в первоначальном виде, так, как их задумал Ринальди. И в Гардеробной – «комнате, где пудрились» – живописный плафон, резной орнамент стен дошли до наших дней с XVIII столетия.
Реставраторам удалось найти и вернуть первоначальные цвета отделке помещений. Интересное открытие подарила реставрация живописных плафонов. После удаления поздних записей открылись не только первоначальные краски, но и авторская подпись – Гаспаро Дициани.
Забегая вперед, надо сказать, что сроки третьей очереди работ пока не оговариваются. Речь идет об интерьерах с уникальной отделкой, в их числе Большой и Малый китайские кабинеты. Таких два-три на всю Европу. Методики реставрации разрабатываются. Планируется, что к декабрю этого года проект будет готов.
ФОТО Людмилы ВОЛКОВОЙ
 

Источник СПб ведомости


Возврат к списку

Наверх