Фотоальбом времен Достоевского

Фотоальбом времен Достоевского 04.01.2011

Две фотовыставки не просто дополняют друг друга, а смотрятся как две составные части большого исторического фотопроекта. На одних фотографиях - дома и улицы Петербурга, какими их можно было увидеть во второй половине XIX века. На других, как в кино - крупным планом, - простые люди, по этим улицам ходившие, в этих домах жившие. Выставка «Блистательный Санкт-Петербург» открыта в Музее истории фотографии, «Картины русской жизни» - в «Росфото».
Музей фотографии продолжает открывать фонды. «Блистательный Санкт-Петербург» - уже не первая его выставка, на которой представлены фотохромные изображения. Сделаны они по технологии, еще задолго до появления цветной фотографии позволявшей выпускать крохотными тиражами цветные отпечатки с черно-белых негативов. Цвет на изображениях появлялся благодаря ручному раскрашиванию. Эта технология была изобретена швейцарской фирмой «Фотохром Цюрих». Ее служащие в течение десятилетий объездили полмира - от Европы до Африки, сделав десятки тысяч снимков. Оказались в объективе и российские города, в том числе, конечно, тогдашняя столица, Петербург. Единичные фотохромные изображения - не редкость, они до сих пор попадаются в букинистических магазинах. Редкость - подборка петербургских видов, попавшая в Музей истории фотографии из парижской частной коллекции. Петербург «блистательный», он же - парадный: Зимний дворец, Знаменская площадь (Площадь Восстания), Невский, Гороховая улица… Город знакомый и незнакомый. Еще просторный, сплошь перспектива, без «уплотнений» и мансард - почувствуйте разницу. К тому же очень непривычно видеть старые виды в цвете. Однако доверяться этим изображениям полностью не стоит. Как рассказывает директор Музея истории фотографии Дмитрий Шнеерсон, «не удалось выяснить, как на снимках появлялся цвет. Сам ли фотограф его «дорисовывал», или художник ездил вместе с фотографом, или художники действовали со слов фотографа».
Выставку выдающегося российского фотографа середины XIX века Вильяма Каррика «Росфото» собирал по всему Петербургу - в фондах крупнейших библиотек и музеев. Уроженец Шотландии Вильям Каррик с раннего детства жил в России, здесь получил художественное образование, которое совершенствовал в Риме, где и увлекся «светописью». По возвращении в Петербург Каррик отдает фотографии все больше времени. Тогда художники фотографию к самостоятельному виду искусства не относили, хотя частенько использовали ее как подспорье в своих «основных занятиях». Академик исторической живописи Иван Гох имел свою фотомастерскую, кстати, на Большой Морской, рядом с тем местом, где выставка проходит. К нему Каррик и устроился ассистентом, а позже, открыв собственное дело, оборудовал ателье на Малой Морской. Обладатель множества талантов, он был хорошо знаком со столичной богемой, но сюда к нему приходили не только знаменитости - Менделеев, Ге, Крамской, Гаршин, Стасов, - известность Каррику принесла серия «петербургских типов». Он буквально с улицы приводил и фотографировал коробейников, извозчиков, солдат, дворников…
Во второй половине XIX века фотографы всё чаще стали выходить за пределы ателье. Коллекционирование видов, людских типов, архитектуры в это время приобрело характер эпидемии. «Энциклопедическое запечатление» современной реальности поддерживалось государством и всевозможными организациями. Привлекло оно и коммерсантов - альбомы с видами городов и типами, населяющими ту или иную местность, стали ходовым товаром. Захватило это занятие и Вильяма Каррика. Он оставил около тысячи фотографий, сделанных в Ярославской, Костромской, Казанской, Симбирской и Новгородской губерниях, в Финляндии. Богатейшая коллекция представляет не только большую этнографическую и историческую ценность. Фотографиям Каррика, профессионального художника, высокую оценку дал еще сам Стасов: «Это собрание отличается не только превосходным техническим выполнением, но и большим разнообразием материала и замечательной художественностью». Большая часть наследия Каррика, однако, остается для нас недоступной. Двести его работ хранятся в Великобритании, в Русском архиве города Лидса, еще множество было в свое время распродано его сыном и разошлось по частным коллекциям. Впрочем, составить впечатление о творчестве пионера российской фотографии по выставке в «Росфото» можно, и вполне.
 

Источник Фонтанка.ру


Возврат к списку

Наверх