В Михайловском дворце «подвинут» Федора Рокотова

В Михайловском дворце «подвинут» Федора Рокотова 17.02.2014

О выставочной политике Русского музея журналистам рассказала Евгения Петрова, заместитель директора РМ по науке.
Итак, какие выставки петербуржцы и туристы смогут увидеть в этом году?
Михайловский дворец:
Портретов станет меньше, а предметов декоративно-прикладного искусства больше
Сначала о грядущих изменениях в постоянной музейной экспозиции в Михайловском дворце. По словам Евгении Николаевны, их тоже нужно менять — в зависимости от реставрации дворцов, от ввода новых пространств.
Кроме того, экспозиции сложились очень давно, а время меняет вкусы и приоритеты. «Сейчас есть возможность сократить какие-то экспозиции. В частности, залы Федора Рокотова, портретиста XVIII века, — поделилась с журналистами Евгения Петрова. — На наш взгляд, уже нет необходимости показывать произведения Рокотова в таком количестве».
Освободившееся пространство займет, по ее словам, экспозиция декоративно-прикладного искусства, которое играло в культуре XVIII — первой половине XIX века значительную роль.
Можно себе представить, какие сокровища ДПИ хранятся в коллекции Русского музея. Только Рокотова, с портретов которого смотрит на нас Россия XVIII столетия, все равно жаль.
Михайловский замок:
Эпоха Романовых
Здесь, как рассказала замдиректора, станут царить Романовы. Причем в замке будут демонстрироваться не только парадные портреты членов венценосной семьи. «Мы хотим сделать экспозицию в несколько ином ключе: лица России, люди России, история России романовской эпохи», — заметила Евгения Петрова. В развитие этой темы в Михайловском замке планируется открыть четыре зала, которые будут называться «Петербургское общество эпохи Романовых». Там покажут, к примеру, знаменитую картину Григория Чернецова «Парад по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге». Эта панорама громадных размеров, на которой запечатлены многие известные люди пушкинской эпохи, никогда не демонстрировалась в постоянной музейной экспозиции.
Еще в Михайловском замке выставят очень хорошую коллекцию миниатюр, отдельные экспонаты из которой можно было видеть разве что изредка, на временных выставках, а также нумизматику, предметы декоративно-прикладного искусства.
В конце 2014 года в замке откроется выставка Григория Угрюмова — художника, который, исполняя заказы Екатерины II, Павла I и Александра I, работал для важнейших строившихся тогда зданий, в том числе для Троицкого и Казанского соборов и для Михайловского замка. Сейчас в замке можно увидеть одно из его самых значительных полотен «Призвание Михаила Феодоровича Романова на царство 14 марта 1613 года».
Корпус Бенуа:
Народный костюм, Рерих и Первая мировая война
К Международному женскому дню в Корпусе Бенуа откроется выставка народного костюма, названием которой стала строчка из поэмы Ипполита Богдановича «Во всех ты, душенька, нарядах хороша».
Евгения Николаевна посоветовала всем обязательно посмотреть эту выставку: «В нашей постоянной экспозиции народного искусства показывается очень мало костюмов, а здесь их будет множество! И не только костюмов. По счастью, оказалось, что у нас в фондах есть и аксессуары — сапожки, сережки, браслеты… Потрясающие! Вы даже не представляете, какой красоты все эти вещи! Я думаю, что выставка станет настоящим подарком для женщин, а для наших модельеров это будет открытие».
9 апреля здесь же откроется большая ретроспективная выставка Николая Рериха. «Этот художник в нашей коллекции представлен так полно, как больше нигде», — рассказала Евгения Петрова. Хотя, по ее словам, на выставке будут присутствовать и работы Рериха из других музеев. Откровением для многих станут его работы, связанные с Великой Отечественной войной, в которых воплощена его надежда и вера в победу России. «Надеюсь, что зрители оценят эту выставку, на которой впервые будет возможность увидеть творчество этого художника во всей полноте», — заметила замдиректора.
Готовится и выставка о Первой мировой войне. «Сейчас выставки, посвященные этому событию, так сильно повлиявшему на всю историю XX века, делают многие. Почему же, несмотря на это обстоятельство, мы тоже решили внести свою лепту? Да потому, что у нас есть роскошный материал, которого нет ни у кого», — пояснила Евгения Николаевна. Выставка, по ее словам, будет исторической, с применением мультимедиа, но смысловым центром ее станут такие потрясающие картины, как «На линии огня» и «Богоматерь Умиление» Кузьмы Петрова-Водкина, «На войну» Василия Шухаева, которая никогда не показывалась, этюды к этой работе. Все это будет сопровождаться фильмами, связанными с Первой мировой войной.
Достойна внимания большая ретроспективная выставка Александра Самохвалова, художника советской эпохи, создавшего, к примеру, знаменитый портрет «Девушка в футболке», которую часто называют «советской Джокондой».
Мраморный дворец:
Умеют ли современные художники рисовать
Среди всех дворцов Русского музея именно Мраморный «отвечает» за новейшие течения современного искусства. 19 марта здесь откроется интересная выставка «Актуальный рисунок». Считается, что современные художники способны лишь создавать инсталляции и проводить перформансы, а рисовать никто из них не умеет. Но это, конечно, не совсем верно. Выставка как раз и расскажет о том, что такое рисунок в современной изобразительной кухне, чем он отличается от академического рисунка.
Любителей старых фильмов порадует большая выставка «Киноплакат», на которой будут демонстрироваться старые афиши, охватывающая историю кино с самого начала. Обещают снабдить весь изобразительный материал подробнейшими аннотациями, рассказывающими о фильмах и снимавшихся там актерах.
За рубежом:
Малевич и в Бразилии — Малевич
Из всех произведений, которые хранятся в Русском музее, по-прежнему наиболее востребованы работы мастеров русского авангарда. И прежде всего, Василий Кандинский и Казимир Малевич. Их картины гастролируют по всему миру.
Выставки Кандинского пройдут весной в Италии (выставка будет называться «Василий Кандинский и шаманство русского искусства»), а осенью — в Бразилии.
Малевич же поедет сначала в Бонн и в Лондон, в Тейт Модерн, а потом в Голландию.
 

Источник Вечерний Петербург


Возврат к списку

Наверх