Севр – город керамики

Севр – город керамики 16.06.2010

Знаменитая мануфактура была основана в 1740 году, с тех пор никогда не закрывалась. Эрмитаж обладает одним из лучших в мире собраний севрского фарфора. Это след тесной связи с Россией, с русским императорским двором. Тем интереснее узнать, что сегодня выпускает мануфактура, известная во всем мире.
У каждой эпохи свой вкус, свои критерии. Севрские художники и мастера всегда следовали моде, следили за тем, что нравится обществу. В то же время в изделиях они воплощали не только собственные творческие идеи, но и технические и научные достижения.
В залах Меншиковского дворца демонстрируется около ста работ сорока современных авторов, идеи и поиски которых воплотились в севрской керамике. Публику наверняка порадуют оригинальность, качество изготовления, смелые нововведения и разнообразие работ. Это скульптуры, вазы, настольные украшения и декор для предметов, входящих в столовые сервизы...
Изготовление скульптуры в керамике – процесс сложный, требующий виртуозного владения материалом. Вот только один пример. В постоянной экспозиции Эрмитажа находится «Этюд с натуры» Луиз Буржуа, сделанный из синей резины. На выставке эта вещь предстала в блеске 24-каратного золота. Для создания позолоты, которой так славится Севр, понадобилось триста граммов золотой пудры, нанесенной в три слоя при обжиге 840 градусов, тщательная полировка агатом и гематитом. Изготовление самой скульптуры из так называемого нового фарфора (между прочим, применяемого с 1882 года) потребовало семь отливок специальным методом, используемым с XVIII века исключительно на Севре, и ручная обработка инструментом из самшитового дерева.
Художников давно привлекает чистый, без позолоты и цветных глазурей, фарфор – бисквит. С ним принято сравнивать белизну снега. Режиссер, художник, фотограф Натали Талек на гренландских санях пересекла просторы Крайнего Севера и изготовила такие же, в натуральную величину, фарфоровые сани. Изделия крупных размеров – гордость севрской мануфактуры. Мастерство резчиков, токарей, формовщиков, мастеров обжига не позволяет тяжелой фарфоровой массе дать усадку и трещины, помогает сохранить белизну поверхности. Из бисквита сделан и замысловатый по форме «Дракон в облаках», смонтированный автором Клеменс Ван Лунен из нескольких фрагментов.
В керамике интересны сочетания разных жанров. Привлекут внимание посетителей выставки произведения Хосе Леви, выполненные на грани скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Не останутся незамеченными вазы, носящие имена знаменитых женщин, итальянского архитектора и дизайнера Этторе Соттсасса. Уже три десятилетия визитной карточкой современного севрского фарфора стали «странные и драгоценные» чайники Адриана Сакса, для которых автор изобрел девять способов декора в технике «обман зрения». К примеру, «псевдодерево».
И, конечно же, важное место на выставке занимают сервизы – во все времена предмет особой гордости Севрской мануфактуры.
 

Источник СПб ведомости


Возврат к списку

Наверх