Вчера исполнилось 80 лет скульптору-монументалисту и художнику Константину Симуну.

Вчера исполнилось 80 лет скульптору-монументалисту и художнику Константину Симуну. 07.04.2014

Симун родился в Ленинграде на улице Правды. Во время войны был в эвакуации под Вяткой в детском доме. Потом вернулся. Изучал скульптуру уже в «художке» – школе при Институте Репина, затем в Таллинском художественном институте, а с 1953-го по 1957-й учился в самой Академии художеств. В 1958-м стал членом Союза художников СССР.
В эпоху «назначенных гениев» имя автора всемирно известного блокадного монумента «Разорванное кольцо» на родине замалчивалось. Симун в искусстве – авангардист, а до осознания смысла и значения русского авангарда в современности наши державнические инстанции дозрели только теперь, о чем красноречиво заявило открытие Олимпиады в Сочи.
«Разорванное кольцо» было поставлено в 1966 году. Оттепель еще продолжалась, но Хрущев уже разнес авангардистов в «Манеже», и монумент Симуна стал незаконной кометой в отечественном памятникоделании. Убедительности и красоте этой вещи невозможно было ничего противопоставить. Но скульптор не получил даже никакого гонорара, не говоря уж о славе.
С 1988 года по сугубо семейным обстоятельствам он вынужден был остаться в США. Продолжал работать. Вошел в известную группу художников «Одиннадцать», впервые объединившихся для общей выставки в 1972-м. Скульптура в стиле поп-арт «Тотем: Америка» была выставлена в парке скульптур Музея Де Кордова в Линкольне, штат Массачусетс, с 1993-го по 2002-й и принесла Симуну большую популярность. «Господин Симун – один из самых уважаемых скульпторов Новой Англии, культурное сокровище штата Массачусетс и города Бостон», – вот слова Николаса Дж. Капассо, куратора музея и парка скульптур DeCordova.
Работы Симуна находятся в постоянных коллекциях крупнейших музеев России – Третьяковской галерее, Русском музее, Пермской галерее и других, а также в частных коллекциях.
«Бродский приехал» – так называется первый в России памятник поэту, созданный Симуном и установленный во дворе филфака Петербургского университета в 2005 году. Острый, как все у Симуна: чемодан с биркой и вылепленная голова на куске гранита.
В 2001-м он сделал памятник кукольнику Игорю Фокину – «Кукла Ду-Ду», который установлен на Гарвард-сквер в Кембридже, штат Массачусетс, где артист и выступал.
Вот еще пара цитат. «Константин Симун – тот редкий тип художника, который находит смысл в окружающем его мире только через работу. Он не обращает внимания на моду. Я думаю, что он не способен воспринимать ее. Он не определяется теорией, честолюбием или привычкой. Проще говоря, он должен обрабатывать материал так же, как большинству из нас нужно есть, дышать, спать» – Кен Шульман, арт-критик и писатель. «По-моему, его работы обладают главным: они воплощают суть вещей. Они живут, существуют не только потому, что изображают или иллюстрируют определенные объекты, идеи и чувства. Они такие сами по себе» – Дмитрий Шаховской, скульптор.
Выставки и награды перечислять не стану. Скажу лишь, что много лет Симун бьется за восстановление своей скульптурной мастерской на Брюсовской улице в Петербурге, превращенной в руину временем и небрежением, о чем дважды писала наша газета, но толку нет. Меж тем там мог бы прекрасно работать, например, даже культурный центр микрорайона для взрослых и детей.
Отмечать свою почтенную дату Симун два дня назад улетел в Америку.
Скоро 70-летие Победы. У «Разорванного кольца» будет зажжен Вечный огонь. Догадаются ли пригласить скульптора?..
 

Источник СПб ведомости


Возврат к списку

Наверх