Над баней ангел пролетел

Над баней ангел пролетел 26.01.2011

С сегодняшнего дня в домовой церкви Святой Великомученицы Варвары Шереметевского дворца обретет постоянное пристанище концертная колокольная установка - русская звонница «София». Этот музыкальный инструмент размером чуть более двух метров в высоту и ровно два метра в длину предназначен как для сольного исполнения, так и для игры в ансамблях и оркестрах.
Авторство этого музыкального чуда принадлежит пианисту и композитору Михаилу Иванову и художнику Сергею Лошакову. Идея создать концертную звонницу, которую можно возить на гастроли, собирать и разбирать (установка занимает чуть более двух часов), возникла у ее создателей неожиданно - в бане. «Только находясь в бане или в церкви, человек забывает все земное и может расслышать небесное», - убеждены авторы.
«Софией» звонницу нарекли в честь маленькой дочки Михаила Иванова.
Звонница появилась на свет в 2009 году и с тех пор многое переиграла и много где побывала: дебютировала на германо-российском фестивале в Берлине, участвовала в Днях славянской письменности и культуры в Саратове, звучала в концертных залах Европы и Москвы, служила экспонатом Государственного центрального музея музыкальной культуры им. М. И. Глинки и, наконец, была освящена в православном храме бельгийского Антверпена.
По словам Сергея Лошакова, Бельгия стала местом крещения звонницы потому, что в городе Мехелене находится знаменитая Королевская школа карильона. Сюда по приглашению директора Йо Хаазена прибыла и русская «София», под звуки которой пел Молодежный хор.
Можно сказать, теперь у нее новый «виток в карьере» - практически повышение до церковного чина. Праздничная программа с участием этого инструмента прозвучит сегодня вечером. Но корреспонденты «Санкт-Петербургских ведомостей» накануне побывали на репетиции.
Авторы инструмента рассказали, что работа над ним началась три года назад в подмосковном доме-мастерской художников Сергея Лошакова и Татьяны Киселевой. Сначала, как и положено, соорудили черновой макет из бревен, который, по словам Татьяны Киселевой, казался «каким-то странным». Результат превзошел ожидания - звонница получилась произведением искусства редкого изящества и красоты. Она разительно отличается от обыкновенных концертных звонниц, представляющих собой что-то вроде длинной веревки, на которой рядком развешаны колокола. По всей деревне был слышен ее разноголосый звон.
Конструкция выполнена из северной ели (деревянные столбы внутри полые; среди мастеров считается, что только это дерево правильно резонирует со звуком колокола). В составе инструмента традиционные медные колокола, так называемые билы (в данном случае они заменяют главный большой колокол «Благовест» и действительно очень схожи с ним по тембру). Если стукнуть легонько - похоже на птичью трель, со всей силой - будто стон или, напротив, торжественное ликование. Венчают звонницу четыре навершия, украшенные изображениями четырех библейских символов, выполненных в технике горячей эмали.
«Техника горячей эмали, - рассказала Татьяна Киселева, - была широко распространена в Византии - на золотой фон наносится ультрамариновое изображение, сочетание золота и небесной синевы, согласитесь, смотрится роскошно. В Библии дважды упоминаются ангел, орел, бык и лев. В книге пророка Иезекииля и в Апокалипсисе сказано, что эти существа держат мироздание и распространяют благую весть. Колокола служат этой же цели. Пока слышна весть благая, мир существует».
Татьяна рассказывала, стоя среди еще не развешанных работ из серии «Святые персоны». Перед концертом в Шереметевском дворце откроется ее персональная выставка.
 

Источник СПб ведомости


Возврат к списку

Наверх