Скульптура в пустыни и в городе

Скульптура в пустыни и в городе 19.09.2014

Вторничное заседание художественной секции Градостроительного совета Петербурга состоялось по схеме от частного к общему. Обсуждали надгробие архитектору Андрею Штакеншнейдеру, мемориальную доску адмиралу Александру Колчаку и судьбу симпозиума по городской скульптуре.
Конкурс на памятник Штакеншнейдеру был объявлен в начале августа 2014 года, о чем наша газета сообщала. Речь идет о создании нового надгробия на кладбище Троице-Сергиевой пустыни, взамен утраченного в советское время. 17 лет назад место, где похоронен известный мастер петербургской архитектуры, было найдено и отмечено памятным знаком. Кладбище является федеральным памятником, поэтому КГИОП сильно ограничил авторские фантазии.
В начале сентября победителем конкурса был назван скульптор Нельсон Афян. Жюри предложило ему доработать проект и показать на худсекции. Автор выбрал бронзовый бюст на строгом постаменте из черного гранита (на снимке). Это копия с гипсовой скульптуры, созданной еще при жизни Штакеншнейдера (автор Макар Румянцев).
Идея бюста возражений не вызвала, спорили о том, что лучше — металлическая ограда или изгородь из кустов. Автор по рекомендации КГИОП предложил зеленое оформление. Но рядом находится кочегарка. Пыль, возникающая при разгрузке угля, быстро уничтожит кусты и цветники, красивые на имиджевых картинках. В итоге худсекция предоставила Афяну еще 10 дней на доводку проекта.
Точно такое же решение принято по мемориальной доске Колчаку, которую предполагается установить на доме № 3 по Большой Зелениной улице, где адмирал жил в начале ХХ века. Скульптор Василиса Балашова поместила мемориальную доску на уровне первого этажа. Других мест на фасаде дома нет. Но тогда над доской буквально нависает мощный эркер. Члены худсекции предложили экстравагантное решение – установить доску на самом эркере под окном второго этажа. Озадаченному скульптору даны те же 10 дней на создание нового эскиза.
Наконец, о главной теме заседания. В этом году ежегодный симпозиум по городской скульптуре, организуемый КГА, проводится в пятый раз. Напомним, что весной на конкурсах отбирались несколько эскизов, летом они переводились в вечные материалы, осенью устанавливались в городских скверах и парках, преимущественно в новых районах.
Пришло время выбора – продолжать симпозиумы или считать эксперимент завершенным. Представители КГА не скрывают, что проблем у симпозиума хватает. Многие горожане не воспринимают язык, который используют современные скульпторы. В прошлом году победителем симпозиума, посвященного 310-летию Петербурга, стала работа Антонины Фатхуллиной «Поцелуй», ее установили в Финском переулке в новой пешеходной зоне. Образ прост: птичка, пьющая воду, зеркально в ней отражается. Это о том, что мы живем в городе на воде, в дельте Невы, которая является его главной улицей. Но в администрацию идут жалобы некоторых недовольных граждан. Необходимо просвещать зрителя – и тут полезно все: от подробных табличек до информации в газетах.
Еще одна проблема – кому отвечать за сохранность скульптур. Этим вопросом занимается КУГИ, оптимального решения пока не найдено, но ясно, что страстно желающих следить за все возрастающим числом объектов не найдется.
Наконец, эти скульптуры должны обладать двумя трудно совместимыми качествами – быть антивандальными и антитравматичными. Городская скульптура – это не памятники, часто она задумана как доступная в буквальном смысле слова. Никаких острых углов и отверстий, где может застрять детский палец, быть не должно.
На днях члены жюри пятого симпозиума выезжали в мастерскую и смотрели готовые скульптуры. В октябре в Муринском парке должны быть установлены работы Олега Жогина, Александра Никитина, Роберта Лотоша, Екатерины Федоровой. В саду «Нева» – Виктора Гаврилова. «Портрету Иосифа Бродского» Евгения Ротанова ищут место на Васильевском острове.
Тогда разговор о городской скульптуре может быть продолжен. Худсекция – за симпозиумы двумя руками.
ФОТО предоставлено автором проекта
 

Источник СПб ведомости


Возврат к списку

Наверх