В Петербурге назревает новый архитектурный «стиль» — фрагментизм

В Петербурге назревает новый архитектурный «стиль» — фрагментизм 14.02.2015

В Петербурге стремительно набирает популярность новое архитектурное направление — фрагментизм. Это когда единое длинное здание искусственно разбивается на несколько как бы самостоятельных фасадов. Этот «стиль» — результат компромисса, считают его создатели.

Мода на фрагментизм пошла недавно и повсеместно. И на сей день нет ни одного введенного здания в Петербурге. Первым представителем может стать периметральная застройка жилого комплекса «Европа-сити» на проспекте Медиков, 10. Ее с 2013 года возводит ОАО «Строительная корпорация „Возрождение Санкт-Петербурга“» (группа «ЛСР»).

Проект выполнило ООО «Евгений Герасимов и партнеры». Вдоль проспекта будет единый по высоте девятиэтажный фронт застройки. Через каждые 40–50 метров фасады будут сменяться. Причем не только оформление, но и конструктив: расположение оконных проемов, балконов, пластика.

На другой стороне проспекта Медиков теплится еще один очаг фрагментизма — жилой комплекс Skandi Klubb на Аптекарском проспекте, 16, от шведского холдинга NCC (юрлицо — ООО «Энсиси вилладж»). Там тоже единые здания только чисто визуально разделяются на отдельные постройки. Над архитектурой работало шведское бюро Semrén & Månsson совместно с ООО «Проектно-производственная фирма „А.Лен“» Сергея Орешкина. Стилистически это будут современные «дома», на что указывают, в частности, стеклянные «градусники» балконов.


Летом 2014 года фрагментизм пришел на остров Декабристов, где ЗАО «ССМО „ЛенспецСМУ“» принялось застраивать жильем завод имени Калинина. Между рекой Смоленкой, Смоленским лютеранским кладбищем, улицей Одоевского и Уральской улицей будет возведен квартал «Самоцветы».

Фасады, в соответствии с названием, будет разноцветными. Каждый отличается также формой окон и некоторыми декоративными элементами. Стилистика отдельных фрагментов тяготеет к другому популярному псевдостилю — хаотизму. Все «дома» на проекте, впрочем, как будто подстрижены под одну гребенку — объединены плоской крышей. В надворной части новостройки обнажают свою ипотечную суть: здесь жителей будут встречать длинные серые стены.


На другом берегу Смоленки, на Васильевском острове, фрагментистическим задуман проект от финской EKE Group (юрлицо — ООО «Остров девелопмент»). Жилой комплекс «Две эпохи» на 18-й линии, 49, — это следующая эволюционная стадия уловленного «Канонером» направления: у фасадов есть традиционные двускатные крыши. Сами «дома» проработаны более рельефно, у них прорисованы эркеры, аттики, балконы, а вентиляционные шахты явно отсылают к печным трубам.

И если зодчие ЛенспецСМУ апеллируют к современной архитектуре, то их коллеги из EKE Group явно стилизуют дома под работы гражданских инженеров и техников XIX века.

В 2016 году начнется строительство жилого дома на Херсонской улице, 43/12, на углу с улицей Александра Невского. На днях ООО «Ялта», принадлежащее партнеру ООО «О2 девелопмент» Андрею Кошкину, получило разрешение. В случае с этим проектом к фрагментизму пришли не сразу. Сперва провели архитектурный конкурс, где выбрали концепцию финского бюро ALA с волнистым фасадом.

Но, видимо, ее сочли то ли недостаточно петербургской, то ли недостаточно дешевой, и упоминавшуюся выше фирму «А.Лен» попросили сделать новый проект. Рациональный фрагментизм, как и в случае с ЛенспецСМУ, предполагает создание отдельных фасадов одинаковой высоты, но с разной отделкой и разными хаотичными осями.

В будущем фрагментизм продолжит завоевывать позиции в петербургском зодчестве. Уже заявлен проект нового здания Малого драматического театра во дворе на Звенигородской улице, 7 (с выходом к Багратионовскому скверу). ООО «Архитектурная мастерская Мамошина» Михаила Мамошина спроектировало здание в духе портово-складского национал-фрагментизма. Длинные стены новостройки будут расчленены на несколько узких, вытянутых вверх небогатых декором фасадов.

Один из главных идеологов русской школы фрагментистов Сергей Орешкин считает, что вычлененное направление — это контекстуальная архитектура, ведь она имитирует модуль застройки исторического центра Петербурга. По его словам, комитет по охране памятников следит за высотой зданий в различных зонах, но не ограничивает длину фасадов. А потому характерную протяженность фасадов современные петербургские архитекторы начали вычислять сами. «Мы сами себя ограничиваем и говорим так: у нас каждый фрагмент будет соответствовать старой мудрой застройке земельных участков в Санкт-Петербурге до революции», — рассказал «Канонеру» господин Орешкин.

Хотя каждый кусочек фасада решается в своей стилистике, должно быть ощущение некоего стилистического единства, что «одной рукой нарисовано». Хотя, например, фасад для NCC на Аптекарском рисовали через один: один фасад Сергей Орешкин, один — Магнус Монсон. Договаривались только «об общих архитектурных ключах».

Именно так застраивали Петербург при царизме. «Практически в каждой слободе, в каждом районе было несколько архитекторов: Гребенка, Перетяткович... И они все чередовались. Это такой принцип, который вырос из земельных участков, которые еще после Петра I создались», — считает господин Орешкин.

Архитектура фрагментизма входит в моду, потому что устраивает всех — и девелоперов, и охранителей, считает наш собеседник. В таком духе, по его словам, начинают работать и коллеги, например, Сергей Чобан и Никита Явейн.

(На иллюстрации Проект дома на Херсонской)

Подробнее: http://kanoner.com/2015/02/13/143523/


 

Источник Канонер.ком


Возврат к списку

Наверх