Пьедестал на берегу Свири

Пьедестал на берегу Свири 03.03.2014

Музей обороны Ленинграда, со дня открытия которого 30 апреля исполняется ровно семьдесят лет, на рубеже 1940 – 1950-х годов стал не единственной музейной жертвой Ленинградского дела. Гораздо меньше известно о печальной судьбе другого музея, пожалуй, даже более масштабного, – «Свирская Победа» в Лодейном Поле, точно так же разгромленного по Ленинградскому делу.
Постамент без скульптуры – это все, что осталось от величественного памятника Сталину.– Еще шли бои, а уже в июле 1944 года решением Военного совета Карельского фронта на окраине Лодейного Поля на берегу Свири заложили мемориал Славы – парк «Свирская Победа». Его торжественное открытие состоялось 7 ноября 1944 года. Со всего Карельского фронта сюда собрали творческие силы – художников, архитекторов, скульпторов. На территории 19,5 га разбили парк, посадили 50 тыс. деревьев и кустарников, соорудили малые архитектурные формы, устроили красивый спуск к реке. Сохранили даже триста метров подлинных траншей военного времени. В парке проложили семь километров дорожек, – рассказала директор Лодейнопольского историко-краеведческого музея заслуженный работник культуры РФ Нина Трошева.
На берегу Свири на 12-метровом пьедестале установили скульптуру Сталина. Верховный главнокомандующий стоял лицом к Свири и указывал рукой в сторону наступления наших войск. Скульптурная группа в нижней части памятника изображала бойцов, форсирующих Свирь. У основания постамента также разместили отлитый в металле приказ Сталина от 24 июня 1944 года, заканчивающийся словами: «Москва от имени Родины салютует героям Свири 20-ю артиллерийскими залпами из 224 орудий». Памятник стали называть «Приказ».
Автором монумента был фронтовик Кирилл Калайда, выпускник Московского архитектурного института. Он командовал отдельной саперной ротой на Масельском направлении в Карелии, затем воевал в Заполярье в районе Кандалакши. После форсирования Свири и разгрома противника молодого офицера вызвали к начальству и предложили поработать по специальности. На подготовку проекта монумента «Свирская Победа» ему дали две недели. Калайда уложился в срок.
Кстати, впоследствии Кирилл Калайда работал в Москве. В 1957 году он стал заместителем начальника управления городского оформления и рекламы Мосгорисполкома и в течение последующих тридцати лет был, по сути, главным художником города. Во время подготовки к Олимпиаде-80 именно его работы украшали центральные площади, подъезды к столице, трассу, по которой в Москву доставляли олимпийский огонь...
А тогда, в 1944-м, музейный комплекс в Лодейном Поле стал филиалом Центрального музея вооруженных сил в Москве. Он включал в себя центральное здание, павильоны авиации, артиллерии, инженерных и бронетанковых войск. Всего было семь павильонов, в которых собрали не только наше, но и трофейное оружие. Архитектором центрального здания был Борис Воронцов, а главным художником-оформителем музея – Ярослав Титов, в 1941 году участвовавший в бригаде художников, оформлявшей «Окна ТАСС».
Увы, фотографии павильонов, которые можно увидеть в нынешнем Лодейнопольском историко-краеведческом музее, – это практически все, что от них осталось...
– Музей «Свирская Победа» в Лодейном Поле расформировали в октябре 1951 года, – рассказывает Нина Трошева. – Павильоны разобрали, технику вывезли, коллекцию картин, написанных в 1944 году военными художниками, передали в музеи города Петрозаводска. Из всего комплекса построек уцелело только главное здание, в котором разместили клуб.
К счастью, историческая справедливость по отношению к музею «Свирская Победа» была восстановлена раньше, чем к Музею обороны Ленинграда. С 1968 года в уцелевшем основном музейном здании, похожем на сказочный терем и сохранившем, несмотря ни на что, свой первоначальный облик и планировку, располагается городской историко-краеведческий музей. В него даже вернули часть экспонатов, сохранившихся от прежнего музея. Правда, не вернулись ни самолеты, ни танки, ни пушки...
– Сегодня музей живет, развивается, военная экспозиция пополняется, – подчеркивает Нина Трошева. – Благодаря поисковикам из отряда «Свирский рубеж» у нас есть военные артефакты, найденные ими в Подпорожском и Лодейнопольском районах, в том числе даже предметы быта финских солдат, найденные на их бывших позициях на правом берегу Свири... Все годы музей вел активную переписку с ветеранами и их родственниками. В наших фондах хранятся тысячи этих писем. По-прежнему не прерывается связь поколений: сегодня пишут и приезжают в наш город и музей родственники тех, кто воевал здесь в лихую годину.
А недалеко от музея как удивительный памятник эпохе стоит пустой пьедестал: скульптуру Сталина сняли вскоре после развенчания культа личности. О судьбе статуи до сих пор ходят легенды. На постаменте сохранились лишь строки приказа верховного главнокомандующего...
Парк «Свирская Победа» с 2002 года носит статус мемориального. В нем до сих пор уцелели военные артефакты – окопы, дот, наблюдательный пункт. Но парк живет не только военным прошлым: есть тут и аллея молодоженов, и памятник «Письмо в будущее».
ФОТО из экспозиции Лодейнопольского историко-краеведческого музея
 

Источник СПб ведомости


Возврат к списку

Наверх